Совместные предприятия в КНР

Совместные предприятия – одна из 2-х форм прямых иностранных инвестиций в экономику КНР.

Законодательство КНР требует, чтобы хозяйственная деятельность зарубежных компаний в Китае была зарегистрирована. В подавляющем большинстве случаев представительства иностранных предприятий (Подробная статья о создании представительства иностранной компании в Китае размещена на нашем сайте) не могут вести в КНР хозяйственную деятельность, поэтому компании со 100% иностранным капиталом и совместные предприятия являются основными формами полноценного присутствия иностранного бизнеса в Китае. Рассмотрим ключевые моменты создания и функционирования совместных китайско-иностранных предприятий.

Виды совместных предприятий

Существует 2 вида совместных предприятий в КНР: паевые и контрактные. Иногда паевые предприятия называются предприятиями совместного капитала или просто совместными предприятиями, а контрактные – совместного сотрудничества или кооперационными совместными предприятиями. По-английски это будет, соответственно, equity joint ventures и contractual или cooperative joint ventures. На наш взгляд, основное различие между теми и другими в том, что отношения участников между собой и с другими хозяйствующими субъектами в паевых СП определяются в соответствии с принципами правового регулирования компаний с ограниченной ответственностью (ограничение ответственности участников уставным капиталом СП, несение рисков, участие в управлении и право на получение прибыли в соответствии с долей в уставном капитале), а в контрактных СП – в соответствии с договоренностью участников, закрепленной в учредительном договоре. Кроме того, сотрудничество несовместным не бывает. Поэтому мы предпочитаем использовать формулировки «паевые совместные предприятия» и «контрактные совместные предприятия».


В представленной таблице приведены основные различия двух типов совместных предприятий.

Паевые СП Контрактные СП
Организационно-правовая форма Компании с ограниченной ответственностью Компании с ограниченной ответственностью либо отсутствие статуса юридического лица
Статус юридического лица Да Да или нет, по соглашению участников
Ответственность участников Ограничена суммой взноса в уставный капитал СП Не ограничена
Внесение уставного капитала В денежной и/или имущественной форме, в последнем случае требуется заключение независимого оценщика В денежной или имущественной форме, в последнем случае стоимость инвестиций может определяться соглашением сторон
Режим собственности в отношении инвестиций участников Инвестиции находятся в собственности СП Инвестиции находятся в собственности СП либо в собственности каждого из участников либо в совместной собственности
Распределение рисков и прибыли В соответствии с долями участников в уставном капитале По соглашению сторон
Органы управления Совет директоров, генеральный директор Совет директоров или орган совместного управления (совместный управляющий комитет), генеральный директор

Как видно, контрактные совместные предприятия являются более гибкой с точки зрения организационной структуры, управления, распределения рисков и прибыли формой создания СП, чем контрактные, однако требуют более кропотливой работы по подготовке учредительных документов и более плотной работы с органами Министерства коммерции КНР, в компетенции которых находится утверждение этих документов, после чего они вступают в силу. Кроме того, ответственность учредителей контрактных СП, не имеющих статуса юридического лица, не ограничена. Паевые СП, являясь компаниями с ограниченной ответственностью, имеют более жесткую структуру, однако, как показывает практика, легче проходят процедуру утверждения и регистрации.

Правовые основы деятельности

Вопросы создания и функционирования совместных предприятий регламентируются как общими правовыми нормами – Закон КНР «О компаниях», Нормы и правила регулирования регистрации компаний – так и специальными, т.е. Законом КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» в редакции от 15.03.2001, Законом КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» в редакции от 31.10.2000 и Правилами их применения.

Кроме того, на совместные предприятия распространяется действие нормативных актов, регулирующих инвестиции в определенные отрасли в целом, например, для учебных заведений, создаваемых иностранцами, – Закона КНР «Об образовании», Закона КНР «О профессиональном образовании» и Закона КНР «О стимулировании негосударственного образования», а также участия в этих отраслях именно иностранного капитала – Норм и правил создания учебных заведений с иностранным участием.

Наконец, на совместные предприятия, имеющие статус юридического лица КНР, распространяется действие всех законов и правил, имеющих отношение к деятельности юридических лиц, а на предприятия, не имеющие статуса юридического лица – действие соответствующих нормативных актов, например, Общих положений гражданского права КНР.

Организационно-правовая форма

Организационно-правовой формой совместных предприятий чаще всего является компания с ограниченной ответственностью. Как сказано выше, контрактные совместные предприятия могут не иметь статуса юридического лица; кроме того, совместные предприятия, образованные, например, в результате приобретения иностранной компании доли в китайской акционерной компании, могут существовать в форме акционерной компании.

Сфера деятельности

Юридические лица в КНР наделены специальной (ограниченной) правоспособностью. В отличие от России, где коммерческие организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, в Китае сфера деятельности предприятий строго зафиксирована в учредительных документах и даже указана в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица – свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности.

Сфера хозяйственной деятельности совместных предприятий в КНР также строго ограничена. Более того, поскольку процедура создания предприятия с иностранными инвестициями сложнее, чем создание китайских компаний и предполагает участие большего количества государственных органов, ограничения по сфере деятельности также более строгие.

Кроме того, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Основным документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, является «Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала», выпускаемый Министерством коммерции КНР. В настоящее время действует редакция Каталога от 31 октября 2007 года. Отрасли экономики в Каталоге разделены на 3 раздела: «иностранные инвестиции поощряются», «иностранные инвестиции допускаются с ограничениями» и «иностранные инвестиции запрещены». Разумеется, создание предприятий с иностранными инвестициями отраслях, куда запрещено привлечение иностранных инвестиций, невозможно; но и в «поощряемом» разделе присутствует ряд ограничений, где возможны только совместные предприятия. Например, производство лекарственного сырья для препаратов традиционной китайской медицины, ряда химических продуктов, тяжелого оборудования, автомобилей; добыча некоторых полезных ископаемых; создание учреждений высшего образования; бухгалтерских, аудиторских компаний и др. возможны только в рамках паевых или контрактных совместных предприятий.

Кроме того, возможно введение дополнительных ограничений, например в совместных предприятиях по производству автомобилей, предприятиях телекоммуникационной отрасли доля иностранного участника не должна превышать 50%, в предприятиях, управляющих инвестиционными фондами – не более 49%, а у фондовых брокеров – не более 1/3.

Уставный капитал

Законом КНР «О компаниях» для компаний с ограниченной ответственностью установлен минимальный размер уставного капитала 30 000 юаней жэньминьби. Теоретически эти требования должны быть применимы и к совместным предприятиям, но на практике это не так.

Во-первых, есть отрасли, где минимальный размер уставного капитала для предприятий с иностранными инвестициями установлен законодательно. Например, транспортно-экспедиторские компании с иностранным капиталом должны иметь уставный капитал не менее 5 млн. юаней жэньминьби (до 11.12.2005 не менее 1 млн. долларов США).

Во-вторых, как сказано выше, создание предприятий с иностранными инвестициями требует большего количества согласование с государственными органами. Основное отличие от регистрации китайских компаний в том, что создание китайских компаний проходит в 2 стадии, а предприятий с иностранными инвестициями – в 3: добавляется процедура так называемого предварительного утверждения, которую проводят уполномоченные органы Министерства коммерции. В число документов, которые необходимо представить для начала процедуры предварительного утверждения, входит бизнес-план, охватывающий период развития компании на период 3-5 лет с момента создания. Это менее подробный документ, чем бизнес-план, представляемый обычно инвестору или кредитору, но основные цифры по планируемым расходам, выручке и прибыли там должны быть отражены.

Поскольку создать в Китае компанию – снять, отремонтировать и обустроить офис или, тем более, производственное помещение, набрать персонал и начать деятельность – на 30 000 юаней невозможно, то минимальный размер уставного капитала корректируется органами Министерства коммерции в сторону увеличения в соответствии необходимым размером разумных, по их мнению, стартовых вложений.

Если для производственной компании стартовые вложения рассчитываются достаточно легко, т.к. стоимость оборудования, сырья, потребляемой электроэнергии и другие экономические факторы организации производства относительно легко поддаются калькуляции, то для торговых компаний, помимо «принципа разумности» местные власти отталкиваются от ассортимента товаров: для торговли буровым оборудованием стартовый капитал нужен, очевидно, больший, чем для торговли товарами народного потребления.

Таким образом, для того, чтобы определить, каков минимальный размер уставного капитала совместного предприятия, нужно определиться с местом регистрации, сферой деятельности и до регистрации выяснить позицию местных органов Министерства коммерции. Это позволит указать в подаваемом на утверждение пакете документов устраивающую госорганы цифру. Например, в Пекине для торговой компании с иностранными инвестициями, занимающейся экспортом одежды и обуви, нормальным считается уставный капитал 100-150 тысяч долл. США. При создании СП вопросы взаимодействия с органами на местах нередко берет на себя китайский партнер, что, с одной стороны, удобно, а с другой стороны, требует от иностранного участника повышенного внимания к деталям.

Средства уставного капитала не должны быть помещены на депозит, заморожены или иным образом выведены из оборота – после перечисления уставного капитала (целиком или частично) бухгалтерская компания проводит простую проверку на соответствие назначения платежа, плательщика, получателя и суммы уставу компании, результаты проверки регистрируются в органах валютного контроля, и деньгами можно пользоваться.

Уставный капитал может быть внесен одним платежом полностью в течение 6-и месяцев со дня создания предприятия, а может быть выплачен в рассрочку в течение 2-х лет с той же даты (даты получении свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации), при внесении уставного капитал частями первый взнос должен составлять не менее 20% . Уставный капитал может вноситься денежными средствами, имуществом и нематериальными активами, однако денежными средствами должно быть оплачено не менее 30% суммы уставного капитала. Доля иностранного участника в паевых совместных предприятиях должна составлять не менее 25% от суммы уставного капитала, а в контрактных совместных предприятиях – не менее 25% от суммы инвестиций китайского и иностранного участника (-ов).

Уставный капитал и общий объем инвестиций

Помимо уставного капитала, законодательство КНР в отношении предприятий с иностранными инвестициями оперирует понятием «общий объем инвестиций». Общий объем инвестиций – это сумма, которую инвестор (-ы) может вложить в развитие бизнеса в Китае, в отличие от уставного капитала, который он вложить обязан. Очевидно, что общий объем инвестиций может быть или больше уставного капитала, или совпадать с ним. Разница между общим объемом инвестиций и суммой уставного капитала составляет максимальную сумму займа, который инвестор может предоставить своей дочерней компании в Китае. Эти две величины связаны определенным соотношением, изменяющимся с ростом капиталовложений. Так, при общем объеме инвестиций не более 3 млн. долл. США уставный капитал должен составлять не менее 7/10 общего объема инвестиций, при общем объеме инвестиций от 3 до 10 млн. долл. США не менее ½, при общем объеме инвестиций от 10 до 20 млн. долл. США – не менее 2/5 и т.д.

Органы управления

Органом высшей компетенции паевого совместного предприятия является совет директоров, контрактного совместного предприятия – совет директоров или орган совместного управления (совместный управляющий комитет).

Совет директоров или совместных управляющий комитет принимает решения по всем существенным вопросам деятельности компании, включая распределение прибыли, слияния и поглощения, утверждение кандидатур членов совета директоров и ревизионной комиссии и др. Перечень вопросов, входящий в совета директоров или органа совместного управления, установлен Законом КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» в редакции от 15.03.2001, Законом КНР «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» в редакции от 31.10.2000 и Правилами их применения соответственно.

Совет директоров или орган совместного управления состоит не менее чем из 3-х членов, избираемых на срок не более 3-х лет. Количество представителей каждого участника в совете директоров в паевых СП примерно соответствует его доле в уставном капитале, а в контрактных СП определяется соглашением сторон; при этом, если председатель совета директоров (руководитель органа совместного управления) представляет иностранного участника, то его заместитель должен быть выдвинут китайским участником и наоборот. Кворум для проведения заседания совета директоров – 2/3 от общего числа его членов. Руководство текущей хозяйственной деятельностью компании осуществляет генеральный директор; при необходимости могут быть учреждены должности нескольких заместителей генерального директора.

Еще одним обязательным атрибутом компании с ограниченной ответственностью является ревизионная комиссия или ревизор. Их задачей является контроль за действиями менеджмента компании для обеспечения соблюдения требований законодательства КНР и прав собственников, в т.ч. предотвращение нарушения прав иностранного участника китайским и наоборот.

Срок хозяйственной деятельности

Срок хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями законодательство не регулирует, оставляя его на усмотрение все тех же утверждающих органов, т.е. территориальных подразделений Министерства коммерции. Как правило, срок деятельности предприятий с иностранными инвестициями не превышает 25-30 лет при утверждении и может быть продлен при условии согласия всех участников и соответствия деятельности предприятия политике государства в области привлечения иностранных инвестиций на момент подачи заявления о продлении.

Процедура создания

Создание предприятий с иностранными инвестициями проводится в 3 этапа.

1) Предварительное утверждение органами Министерства коммерции.

На этапе предварительного утверждения китайского государство в лице Министерства коммерции КНР принимает решение о том, соответствует ли создаваемая компания требованиям законодательства и политики КНР в области привлечения иностранных инвестиций. Это наиболее сложная и ответственная процедура, которая должна завершиться в течение 90 календарных дней с момента принятия документов к рассмотрению. Чаще всего этот срок бывает значительно короче, в т.ч. за счет усилий китайского участника СП, но при планировании начала работы всегда нужно учитывать, что рассмотрение документов в течение 3-х месяцев – законное право государственных органов, и они всегда могут им воспользоваться. В процессе рассмотрения документов органы Министерства коммерции могут выдвигать различные замечания, в т.ч. требующие внесения исправлений в проекты учредительных документов. Первый этап завершается получением свидетельства о предварительном утверждении компании (Certificate of Approval).

2) Регистрация органами Промышленно-торговой администрации.

Второй этап – регистрация компании, по завершении которого она считается существующей с точки зрения закона. Этот этап обычно проходит быстрее и проще, чем первый, и носит более формальный характер. Рассмотрение документов занимает от 5 до 30 рабочих дней в зависимости от места регистрации. Завершается регистрация получением свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо свидетельства о регистрации контрактного совместного предприятия без образования юридического лица. Этот документ, в отличие от свидетельства о предварительном утверждении, не имеет английского названия, но в англоязычной литературе его часто называют Business License.

3) Пост-регистрационные процедуры.

Пост-регистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке вновь созданной компании на учет в различных государственных органах – полиции, управлению по контролю качества, налоговых органах, управлению статистики, органах министерства труда и социальной защиты, таможни – изготовлении печатей и открытии банковских счетов. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным (государственным) налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности и свидетельство о присвоении кода, выданный управлением по контролю качества. Для открытия счета в банке нужно предъявить свидетельство о налоговой регистрации и т.д., поэтому для завершения всех процедур может потребоваться около 2-х месяцев.

Налогообложение

Налогообложение предприятия, тем более предприятия, созданного инвесторами из одной страны в другой стране, – достаточно сложная и обширная тема, заслуживающая отдельной статьи, поэтому сейчас мы не будем рассматривать этот вопрос подробно, а кратко остановимся на основных моментах, важных для понимания общей картины налогообложения совместного предприятия в Китае.

1) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль. Согласно вступившему в силу с 01.01.2008 в новой редакции Закону КНР «О налоге на прибыль предприятий», общая ставка налога на прибыль установлена на уровне 25%.

Для так называемых «низкоприбыльных малых предприятий» ставка налога установлена на уровне 20%, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством – на уровне 15%. Признаки льготных категорий предприятий и требования, которым они должны удовлетворять, установлены соответствующими положениями налогового законодательства КНР.

2) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 2000 юаней в месяц для резидентов и 4800 юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.

3) Предприятия, продающие в КНР товары, как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Общая ставка налога составляет 17%; для плательщиков, занимающихся продажей некоторых льготных категорий товаров (зерно и пищевые растительные масла; водопроводная и отопительная вода, угольный, сжиженный нефтяной и природный газ, метан, каменный и древесный уголь для домашнего использования; книги, газеты и журналы; корма, химические удобрения, сельскохозяйственные химикаты и машины, пленки для теплиц) – 13%; для плательщиков с малым оборотом с 1 января 2009 года – 3%. При экспорте продукции НДС не взимается, кроме случаев, когда постановлениями правительства КНР установлено иное.

4) Предприятия, оказывающие в КНР услуги, передающие права на объекты интеллектуальной собственности являются плательщиками налога на хозяйственную деятельность.

Ставка налога составляет 5% или 3% для большинства видов оказываемых услуг, базой для расчета налога является суммы выручки от продажи услуг.

Зоны с особым экономическим статусом и предприятия с иностранными инвестициями

В течение реализации политики открытости и реформ в КНР было создано большое количество зон с особым экономическим статусом – свободные экономические зоны, зоны новых и высоких технологий, зоны технико-экономического развития, портовые города и др. В большинстве этих зон действовали пониженные ставки налога на прибыль, а предприятия с иностранными инвестициями имели право на дополнительные налоговые каникулы. Чаще всего использовалась схема «2 и 3»: 2 года, начиная с года получения прибыли, налог на прибыль не взимался, а в последующие три года взимался по половинной ставке от действующей в данной зоне.

С 01.01.2008 года для вновь создаваемых предприятий территориальные налоговые льготы отменены, и уменьшение налогообложения возможно только для предприятий новых и высоких технологий и «низкоприбыльных малых предприятий».

Исключения составляют западные районы КНР, где льготные ставки налога на прибыль действуют до 2010 года.

Распределение прибыли

Прибыль, получаемая участниками (участником) предприятия со 100% иностранным капиталом, может быть распределена между ними по решению собрания участников.

Распределение производится после уплаты налога на прибыль по ставке, действующей в отношении данного вида предприятия. При распределении чистой прибыли компании, зарегистрированные в КНР, обязаны отчислять 10% от прибыли в специальный фонд, средства которого находятся в распоряжении компании и могут быть при необходимости использованы для покрытия ее убытков. Когда фонд достигнет объема 50% от уставного капитала компании, отчисления туда могут быть прекращены.

До 2008 года прибыль, распределяемая в виде дивидендов участников предприятий с иностранными инвестициями не подлежала налогообложению в КНР. В новой редакции Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» и Правилах применения этого закона сказано, что дивиденды будут облагаться налогом на прибыль по ставке 10%, однако сотрудники налоговых органов крайне сдержанно комментируют этот вопрос и считают, что в деталях политика государства в этой области будет определена к концу 2008 года.

Совместные предприятия

Как мы писали ранее (журнал «RC деловой мир», №3, май 2008 г.), на наш взгляд, в случае, если законодательство и местные реалии позволяют создать предприятие со 100% иностранным капиталом вместо совместного предприятия и успешно развивать бизнес, этот вариант предпочтительнее и безопаснее совместного предприятия. Процедура регистрации, механизм управления, режим налогообложения в целом совпадают, однако степень рисков, связанных с урегулированием отношений с китайскими партнерами, значительно выше. Большая часть отношений, которые китайские партнеры стремятся закрепить в рамках СП, может быть оформлена с помощью договоров между предприятием со 100% иностранным капиталом и его китайскими контрагентами. Вероятность неисполнения одной из сторон своих договорных обязательств остается на прежнем уровне, а расторжение договора, поиск нового партнера для сотрудничества, пересмотр схемы работы в Китае становится значительно легче, быстрее и безопаснее.

Однако бывают ситуации, когда альтернативы созданию СП нет. На что нужно обратить внимание, чтобы не пожалеть?

1) Доля в уставном капитале ≠ контроль над компанией

Как сказано выше, органом высшей компетенции совместного предприятия является совет директоров или совместный управляющий орган. В контрактных СП, не имеющих статуса юридического лица, соглашением сторон определяется практически все, да и уставного капитала у них нет, поэтому сейчас речь о паевых и контрактных совместных предприятиях, организованных в форме компании с ограниченной ответственностью. Итак, орган высшей компетенции – совет директоров. В нем не менее 3-х человек, любое разумное нечетное число, кворум для заседания – не менее 2/3 от всех членов. И количество представителей от каждого инвестора примерно соответствует его доле в уставном капитале. Почему примерно? Потому что при распределении долей, например, 51% к 49% у мажоритарного участника может быть 2 представителя в совете директоров, а у миноритарного один. То же будет справедливо и для соотношения 60%:40%, и 75% на 25% и даже 95%:5%. У мажоритарного участника, имеющего 2/3 и более голосов в совете директоров, будет возможность провести заседание и принять нужное ему решение. Иначе говоря, с точки зрения контроля над компанией важна не доля в уставном капитале, а количество представителей в совете директоров, обеспечивающее соотношение 3:2 или более.

2)Законный представитель и генеральный директор.

Законный представитель компании – это лицо, имеющее право представлять компанию без доверенности и совершать от ее имени определенные действия, его имя указывается в регистрационных документах компании, а генеральный директор руководит повседневной хозяйственной деятельностью компании, заключает договоры, нанимает персонал. Допускается совмещение этих должностей одним человеком. Естественно, что для контроля над компанией желательно иметь на обеих должностях своего представителя; если это невозможно, то хотя бы на одной из них.

3) Проверка китайского участника. Совместные предприятия находятся под пристальным вниманием государственных органов КНР – налоговых, утверждающих, регистрационных, органов валютного контроля, органов министерства труда и т.д. Незначительные или даже серьезные нарушения, с которыми успешно работал китайский участник, скорее всего, вызовут вопросы и претензии, если перейдут по наследству к СП. Это касается всех аспектов деятельности предприятия, от порядка оформления земли (один из популярных в прошлом способов «честного отъема денег» у иностранного инвестора связан именно с оформлением земли в пользование не совместного предприятия, а его китайского участника) до соблюдения экологических и санитарных требований. Если китайский участник работал с нарушениями, а СП будет вынуждено нарушения устранять, это потребует немалых затрат, причем непредвиденных. Чтобы исключить этот неприятный вариант, нужно внимательно проверять потенциального партнера по совместному предприятию до создания СП и даже до подписания документов о намерениях.

4) Подготовка учредительных документов. Китайское законодательство умалчивает о многих вопросах, т.к подразумевается, что ответы на эти вопросы дадут компетентные государственные органы. По этой причине «стандартные» проекты договора и устава совместного предприятия, которые Вам предложит китайский партнер, скорее всего, будут недостаточно подробными. Имеет смысл прочитать их внимательно, сделать параллельный русско-китайский текст, который и редактировать, следя за тем, чтобы китайский текст русскому соответствовал. Аргументы китайской стороны, что такой сложный/необычный/непривычный/непонятный устав или договор государственные органы не утвердят, чаще всего связаны с тем, что сотрудники органов министерства коммерции, как любые чиновники, стремятся к меньшему объему работы в единицу времени, а нестандартные ситуации и документы работы требуют много. Поэтому на подготовке документов экономить не стоит. Невзирая на ставшие общим местом рассказы о необязательности китайских партнеров в исполнении договоров, определенное значение договорные обязательства имеют, и было бы неразумно их силой пренебрегать.

Разумеется, все, сказанное выше – не панацея, и при возникновении у китайского партнера твердого желания саботировать работу ему это удастся, как бы ни были составлены учредительные документы. Создание совместного предприятия вообще можно сравнить с вступлением в брак, нормальная жизнь в котором возможна только при совместных усилиях и мужа, и жены. Но подготовка грамотного «брачного» – учредительного – договора и устава способна и жизнь, и возможный «развод» упростить и минимизировать потери.