Глава 6. Меры пресечения.
Статья 50. Народный суд, народная прокуратура и органы общественной безопасности исходя из обстоятельств дела могут подвергнуть подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления приводу, передаче под поручительство до судебного разбирательства либо наблюдению по месту жительства.
Статья 51. Народный суд, народная прокуратура и органы общественной безопасности могут передать под поручительство до судебного разбирательства либо подвергнуть наблюдению по месту жительства подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) если лицо может быть приговорено к надзору, уголовному аресту либо к лицу может быть самостоятельно применен дополнительный вид уголовного наказания;
2) если лицо может быть приговорено к наказанию свыше лишения свободы на определенный срок и когда передача под поручительство до судебного разбирательства, наблюдение по месту жительства не сможет привести к возникновению опасности для общества.
Передача под поручительство до судебного разбирательства и наблюдение по месту жительства осуществляются органами общественной безопасности.
Статья 52. Взятые под стражу подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, а также их законные представители и близкие родственники вправе ходатайствовать о передаче лица под поручительство до судебного разбирательства.
Статья 53. Народный суд, народная прокуратура и органы общественной безопасности при принятии решения о передаче подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления под поручительство до судебного разбирательства должны обязать подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления предоставить поручителя либо внести залог.
Статья 54. Поручитель должен соответствовать следующим требованиям:
1) лицо не имеет какого-либо отношения к делу;
2) лицо имеет возможности для исполнения обязанностей поручительства;
3) лицо обладает политическими правами и не ограничено в личной свободе;
4) лицо имеет постоянное место жительства и доход.
Статья 55. Поручитель должен выполнять следующие обязанности:
1) осуществлять контроль за исполнением порученным ему лицом положений статьи 56 настоящего Кодекса;
2) при обнаружении возможности нарушения либо самого нарушения порученным ему лицом положений статьи 56 настоящего Кодекса, поручитель обязан своевременно сообщить об этом в исполнительные органы.
Если лицо, отданное на поруки, своими действиями нарушило положения статьи 56 настоящего Кодекса, а поручитель своевременно не сообщил об этом, то поручитель подвергается штрафу, а если его действия образуют состав преступления, то он в соответствии с законом привлекается к уголовной ответственности.
Статья 56. Отданные под поручительство до судебного разбирательства подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления должны соблюдать следующие положения:
1) не покидать без разрешения исполнительных органов город, уезд, в котором лицо постоянно проживает;
2) своевременно являться на допросы;
3) не препятствовать каким-либо образом даче свидетелями показаний;
4) не уничтожать, не фальсифицировать, а также не вступать в сговор в даче показаний.
В случае нарушения отданным под поручительство до судебного разбирательства подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления вышеуказанных положений внесенный залог конфискуется, а также, в зависимости от обстоятельств, лицо понуждается к написанию расписки о своем раскаянии, заново вносит залог, предоставляет поручителя либо подвергается наблюдению по месту жительства, заключается под стражу. Если подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления в период их нахождения под поручительством до судебного разбирательства не совершили нарушений вышеуказанных положений, при окончании срока поручительства до судебного разбирательства этим лицам должен быть возвращен внесенный залог.
Статья 57. Находящиеся под наблюдением по месту жительства подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления должны соблюдать следующие положения:
1) без разрешения исполнительных органов не покидать место жительства, а проживающим в непостоянном месте жительства без разрешения покидать назначенное для проживания место;
2) без разрешения исполнительных органов встречаться с другими людьми;
3) своевременно являться на допросы;
4) не препятствовать каким-либо образом даче свидетелями показаний;
5) не уничтожать, не фальсифицировать либо не вступать в сговор в даче показаний.
В случае нарушения находящимся под наблюдением по месту жительства подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления вышеуказанных положений и если обстоятельства нарушения серьезны, то указанные лица подлежат заключению под стражу.
Статья 58. Самый максимальный срок передачи народным судом, народной прокуратурой и органами общественной безопасности под поручительство до судебного разбирательства подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления не может превышать двенадцати месяцев, а максимальный срок наблюдения по месту жительства не может превышать шести месяцев.
В период передачи под поручительство до судебного разбирательства и наблюдения по месту жительства по делу не может быть приостановлено производство предварительного следствия, выдвижение обвинения и его рассмотрение. Лица, необходимость привлечения которых к уголовной ответственности отпала либо срок передачи которых под поручительство до судебного разбирательства и наблюдения по месту жительства истек, должны быть своевременно освобождены от поручительства до судебного разбирательства и наблюдения по месту жительства. Об освобождении от поручительства до судебного разбирательства и наблюдения по месту жительства необходимо своевременно известить лиц, переданных под поручительство до судебного разбирательства и лиц, за которыми установлено наблюдение по месту жительства, а также соответствующие организации.
Статья 59. Заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления производится органами общественной безопасности с санкции народной прокуратуры либо по постановлению народного суда.
Статья 60. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, которые могут быть приговорены к наказанию свыше лишения свободы и в отношении которых существуют фактические данные, доказывающие их причастность к совершенному преступлению, передаются под поручительство до судебного разбирательства, наблюдению по месту жительства либо к ним могут быть применены другие меры пресечения; если принятие этих мер будет недостаточно для предотвращения возникновения опасности для общества и если существует необходимость в заключении лица под стражу, то необходимо в соответствии с законом немедленно арестовать лицо.
К подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления, подлежащим заключению под стражу, в случае, если они страдают тяжелой болезнью либо ими являются беременные женщины, женщины, кормящие грудью, может быть применена передача под поручительство до судебного разбирательства либо наблюдение по месту жительства.
Статья 61. Органы общественной безопасности могут задерживать лиц, застигнутых в момент совершения преступления, либо лиц, основательно подозреваемых в совершении преступления, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) когда лицо застигнуто на стадии приготовления, совершения преступления либо непосредственно после его обнаружения;
2) когда потерпевшие либо присутствующие на месте преступления очевидцы прямо укажут на лицо как на совершившее преступление;
3) когда на теле лица либо в жилище лица обнаружены доказательства совершенного преступления;
4) когда лицо после совершения преступления предприняло попытку покончить жизнь самоубийством, скрыться либо совершить побег;
5) когда существует вероятность уничтожения, фальсификации доказательств лицом либо сговор в даче показаний;
6) когда лицо не сообщает своего настоящего имени, адреса и его личность не установлена;
7) когда в отношении лица существуют серьезные подозрения в совершении им преступления при побеге, неоднократно либо в составе группы.
Статья 62. Органы общественной безопасности, задерживая и заключая под стражу лиц на своем участке, должны уведомить органы общественной безопасности по месту жительства задержанных и заключенных под стражу лиц о произведенных действиях; органы общественной безопасности по месту жительства задержанных и заключенных под стражу лиц должны оказывать содействие.
Статья 63. Любой гражданин может немедленно задержать и доставить в органы общественной безопасности, в народную прокуратуру либо в народный суд для принятия решения следующих лиц:
1) лиц, совершающих преступление либо обнаруженных непосредственно после совершения преступления;
2) лиц, в отношении которых вынесено постановление об их заключении под стражу;
3) лиц, совершивших побег из тюрьмы;
4) лиц, преследуемых в целях задержания.
Статья 64. Органы общественной безопасности при задержании лица обязаны предъявить постановление о задержании.
После задержания лица, кроме случаев, когда это может помешать производству предварительного следствия либо когда нет возможности сообщить о задержании, в течение двадцати четырех часов с момента задержания следует уведомить членов семьи задержанного либо организацию, в которой задержанный работает, о причинах задержания и месте его содержания.
Статья 65. Органы общественной безопасности в течение двадцати четырех часов с момента задержания должны допросить задержанное лицо. Если выяснится, что необходимость в задержании отпала, то задержанное лицо подлежит немедленному освобождению с выдачей документа об освобождении. Лица, в отношении которых доказательств к их заключению под стражу недостаточно, могут быть подвергнуты передаче под поручительство до судебного разбирательства либо наблюдению по месту жительства.
Статья 66. Органы общественной безопасности, требуя заключить под стражу подозреваемого в совершении преступления, должны вынести на утверждение постановление о заключении под стражу, а также предоставить материалы дела, доказательства, а заодно передать эти документы на рассмотрение для утверждения народной прокуратурой аналогичной ступени. В случаях необходимости народная прокуратура может направить своего представителя для участия в обсуждении с органами общественной безопасности важных дел.
Статья 67. Рассмотрение для утверждения народной прокуратурой заключения под стражу подозреваемого в совершении преступления осуществляется путем вынесения прокурором постановления. Важные дела должны представляться на обсуждение прокурорской коллегии для принятия решения.
Статья 68. Народная прокуратура, после рассмотрения переданного органами общественной безопасности на утверждение заключения под стражу дела, должна, исходя из обстоятельств, вынести постановление об утверждении либо об отказе в утверждении заключения под стражу. Органы общественной безопасности должны немедленно исполнить постановление, санкционирующее заключение под стражу, а также своевременно известить народную прокуратуру о ходе исполнения постановления. Народная прокуратура должна разъяснить причины вынесения постановления об отказе в утверждении заключения под стражу, а в случае необходимости проведения дополнительного следствия своевременно известить об этом органы общественной безопасности.
Статья 69. Органы общественной безопасности, задержав лицо и посчитав, что его необходимо заключить под стражу, должны в трехдневный срок с момента задержания ходатайствовать перед народной прокуратурой о рассмотрении материалов для утверждения заключения под стражу. В исключительных случаях срок ходатайства о рассмотрении материалов для утверждения заключения под стражу может быть продлен от одного до четырех дней.
По делам о лицах, в отношении которых существуют серьезные подозрения в совершении ими преступлений при побеге, неоднократно либо в составе группы, срок ходатайства о рассмотрении материалов для утверждения заключения под стражу может быть продлен до тридцати суток.
Народная прокуратура в течение семи суток с момента принятия от органов общественной безопасности на утверждение постановления о заключении под стражу должна вынести постановление об утверждении либо об отказе в утверждении заключения под стражу. В случае отказа народной прокуратурой утвердить заключение под стражу органы общественной безопасности должны немедленно после получения уведомления об этом освободить лицо, а также своевременно известить народную прокуратуру о ходе исполнения решения. Лица, в отношении которых существует необходимость продолжать производство предварительного следствия и если они подпадают под условия применения к ним передачи под поручительство до судебного разбирательства и наблюдению по месту жительства, в соответствии с законом подлежат передаче под поручительство до судебного разбирательства либо наблюдению по месту жительства.
Статья 70. Если органы общественной безопасности полагают, что народная прокуратура ошибочно вынесла постановление об отказе в утверждении заключения под стражу, то они могут требовать повторного рассмотрения материалов, однако органы общественной безопасности должны немедленно освободить задержанное лицо. Если доводы органов общественной безопасности не были приняты, то они могут обратиться в вышестоящую народную прокуратуру с ходатайством о проведении проверки. Вышестоящая народная прокуратура должна немедленно приступить к проверке, вынести постановление об изменении либо оставлении в силе ранее вынесенного решения и уведомить о своем решении нижестоящую народную прокуратуру, а также органы общественной безопасности.
Статья 71. Органы общественной безопасности, заключая лицо под стражу, должны предъявить постановление о заключении под стражу.
После заключения лица под стражу, кроме случаев, когда это может помешать производству предварительного следствия либо когда нет возможности сообщить о заключении под стражу, в течении двадцати четырех часов с момента заключения под стражу следует уведомить членов семьи заключенного под стражу лица либо организацию, в которой он работает, о причинах заключения под стражу и месте его содержания.
Статья 72. Народный суд, народная прокуратура, приняв решение о заключении лица под стражу, органы общественной безопасности, заключившие лицо с санкции народной прокуратуры под стражу, должны в течении двадцати четырех часов с момента заключения под стражу допросить лицо. Если необходимость в заключении под стражу отпала, то лицо должно быть немедленно освобождено с выдачей документа об освобождении.
Статья 73. Если народный суд, народная прокуратура и органы общественной безопасности установят, что мера пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления применена неправильно, то они должны своевременно отменить либо изменить примененную меру пресечения. Органы общественной безопасности, освобождающие заключенного под стражу либо изменяющие меру пресечения в виде заключения под стражу, должны уведомить об этом народную прокуратуру, первоначально санкционировавшую заключение под стражу.
Статья 74. Если по делам о находящихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в установленные настоящим Кодексом сроки невозможно проведение предварительного следствия и арестов, предъявление обвинения, производство в судах первой и второй инстанций, то необходимо продолжить исследование доказательств, рассмотрение дела, а подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления можно подвергнуть передаче под поручительство до судебного разбирательства либо наблюдению по месту жительства.
Статья 75. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, а также их законные представители, близкие родственники либо адвокаты подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, а также другие защитники, в случае, если установленный законом срок применения народным судом, народной прокуратурой или органами общественной безопасности меры пресечения истек, вправе требовать отмены меры пресечения. Народный суд, народная прокуратура и органы общественной безопасности должны освободить лицо, отменить передачу под поручительство до судебного разбирательства, наблюдение по месту жительства либо в соответствии с законом изменить меру пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, если установленный законом срок применения к ним меры пресечения истек.
Статья 76. Если народная прокуратура при рассмотрении вопроса об утверждении заключения под стражу обнаружит, что в ходе производства предварительного следствия органами общественной безопасности допущены нарушения закона, то народная прокуратура должна уведомить органы общественной безопасности о необходимости устранения допущенных нарушений, а органы общественной безопасности должны сообщать народной прокуратуре о ходе устранения нарушений.

