Таможенный кодекс КНР

Глава I. Общие положения.

Статья 1. Настоящий Кодекс разработан в целях защиты суверенитета и интересов страны, усиления таможенного контроля, содействия внешнеэкономическим связям и торговле, научно-техническому и культурному обмену, обеспечения социалистического строительства и модернизации.

Статья 2. Таможня Китайской Народной Республики — это государственный орган контроля за пропуском через границу в пограничных пунктах (далее именуемый — пропуск через границу). Таможня согласно настоящему Кодексу и другим соответствующим законам и административным установлениям осуществляет контроль транспортных средств, грузов, багажных мест, почтовых отправлений и других предметов, пропускаемых через границу (далее именуемые — транспортные средства, грузы, предметы, пропускаемые через границу); взимает таможенные пошлины и другие пошлины и сборы, выявляет и задерживает контрабанду; кроме того, ведет таможенную статистику и занимается другими вопросами, связанными с деятельностью таможни.

Статья 3. Государственный совет учреждает Главное таможенное управление, осуществляет единое управление таможнями по всей стране.

Государство учреждает таможни в портах, открытых для внешних связей, и в местах проведения операций по таможенному контролю. На таможенные операции не распространяются ограничения, связанные с административным делением.

Таможни в соответствии с законом независимы в выполнении своих функций, подчиняются Главному таможенному управлению.

Статья 4. Государство учреждает при Главном таможенном управлении специальный орган общественной безопасности, расследующий преступления, связанные с контрабандой, и создает специальную полицию для задержания контрабанды, отвечающую за проведение расследований относящихся к ее ведению дел по преступлениям, связанным с контрабандой, проведение задержания, ареста и предварительного следствия.

Таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, и исполняющие обязанности по расследованию, задержанию, проведению ареста и предварительного следствия, обязаны задействовать в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Китайской Народной Республики.

Таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, могут на основании соответствующих установлений учреждать свои филиалы, каждый из которых занимается подведомственными делами по преступлениям, связанным с контрабандой, и обязаны согласно закону передавать эти дела для предъявления обвинения в органы народной прокуратуры, обладающие соответствующими полномочиями.

Местные органы общественной безопасности всех ступеней обязаны согласно закону исполнять свои обязанности в координации с таможенными органами общественной безопасности, расследующими преступления, связанные с контрабандой.

Статья 5. Государство осуществляет систему задержания контрабанды с единым проведением задержания, разбирательства и комплексным управлением. Таможня отвечает за организацию, координацию и управление работой по выявлению и задержанию контрабанды. Соответствующие установления отдельно принимаются Государственным советом.

Каждое дело о контрабанде, расследуемое соответствующим административным правоприменительным органом, по которому должно быть применено административное наказание, передается на таможню для разбирательства на основе закона; подозреваемые в совершении преступления должны передаваться в таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, и в местные органы общественной безопасности для разбирательства в соответствии с ведомственной принадлежностью в установленном законом порядке.

Статья 6. Таможни могут пользоваться следующими правами:

1. Досматривать транспортные средства, грузы и предметы, пропускаемые через границу; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на грузы, предметы.

2. Проверять документы лиц, пропускаемых через границу; опрашивать лиц, подозреваемых в нарушении данного Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений, вести расследование их противозаконных действий.

3. Проверять контракты, счета, ведомости, накладные, списки, документы, служебную переписку, магнитофонные и видеомагнитофонные записи, другие материалы, связанные с транспортными средствами, грузами и предметами, пропускаемыми через границу, и снимать с них копии; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на имеющие отношение к нарушению транспортные средства, грузы, предметы, пропускаемые через границу.

4. В зонах таможенного контроля и в установленных прибрежных и приграничных таможенных районах досматривать транспортные средства, в отношении которых имеются подозрения на их использование в контрабандных целях, и места, где, по имеющимся подозрениям, укрываются контрабандные грузы и предметы; производить личный досмотр лиц, подозреваемых в контрабанде. Подозреваемые в использовании в контрабандных целях транспортные средства, грузы и предметы и лица, подозреваемые в преступлениях, связанных с контрабандой, с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни могут быть задержаны; срок задержания лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с контрабандой, не должен превышать 24 часов; при особых обстоятельствах указанный срок может быть продлен до 48 часов.

Кроме зон таможенного контроля и установленных прибрежных и приграничных таможенных районов, во время ведения расследования дел по контрабанде таможня, с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни, может производить досмотр транспортных средств, подозреваемых в использовании в контрабандных целях, и мест, связанных с подозрением в укрытии контрабандных грузов и предметов, помимо мест проживания гражданина; заинтересованное лицо обязано прибыть на место; в случае, если заинтересованное лицо не прибыло на место, можно непосредственно приступать к досмотру при наличии на месте свидетелей; при наличии свидетельств, доказывающих подозрения в использовании в контрабандных целях транспортных средств, грузов и предметов, их можно задерживать.

Размеры установленных прибрежных и приграничных таможенных районов определяются Главным таможенным управлением и органами общественной безопасности Государственного совета вместе с народными правительствами соответствующей провинции.

5. Во время ведения расследования дел по контрабанде с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни можно наводить справки о банковских вкладах и денежных переводах в финансовых учреждениях и предприятиях почтовой связи организаций и лиц, подозреваемых в причастности к расследуемому делу.

6. В отношении пропускаемых через границу транспортных средств и отдельных лиц, которые не подчиняются требованиям таможенного контроля и уклоняются от него, таможни могут продолжать их преследование за пределами зон таможенного контроля и установленных прибрежных таможенных районов; таможенный контроль производится по возвращении указанных транспортных средств и отдельных лиц.

7. Для выполнения своих обязанностей работники таможни могут иметь оружие. Правила ношения и применения оружия работниками таможни разрабатываются Главным таможенным управлением совместно с органами общественной безопасности Государственного совета и утверждаются Государственным советом.

8. Законы и административные постановления определяют другие полномочия таможни.

Статья 7. Все территории и все органы должны оказывать поддержку таможням в законном осуществлении ими своих полномочий и недопустимо незаконное вмешательство в деятельность таможни по исполнению закона.

Статья 8. Транспортные средства, грузы, вещи, пропускаемые через границу, при ввозе из-за границы или вывозе за границу должны пройти таможенный контроль в пункте, где имеется таможенное учреждение. При особых обстоятельствах, когда ввоз из-за границы или вывоз за границу производится в срочном порядке и осуществляется в пункте, где нет таможенного учреждения, следует с разрешения Государственного совета либо органов, уполномоченных Государственным советом, и в соответствии с положениями настоящего Кодекса выполнить таможенные формаль-ности.

Статья 9. Формальности, связанные с подачей заявки в таможню о прописке импортируемых и экспортируемых грузов и оплатой пошлины, за исключением тех грузов, порядок прохождения которых через таможенный контроль определяется отдельным постановлением, могут выполняться лично грузоотправителем; формальности, связанные с подачей заявки в таможню о пропуске грузов и оплате пошлины, могут также выполняться зарегистрированными предприятиями, имеющими разрешение таможни и подающими заявку в таможню о пропуске груза по поручению грузополучателя и грузоотправителя импортных и экспортных грузов.

Владельцы грузов, ввозимых из-за границы и вывозимых за границу, могут лично выполнить формальности, связанные с подачей заявки в таможню о пропуске грузов и оплатой пошлины, могут также поручить другому лицу выполнение формальностей, связанных с подачей заявки в таможню о пропуске грузов и оплатой пошлины.

Статья 10. Предприятие, подающее заявку в таможню о пропуске груза, которое действует по поручению получателя и отправителя импортируемых и экспортируемых грузов, выполняя от имени поручителя формальности по подаче заявки на таможню о пропуске груза, обязано представить таможне подписанную доверителем доверенность на предоставление полномочий и соблюдать все положения настоящего Кодекса, касающиеся его доверителя.

Предприятие, подающее заявку в таможню о прохождении груза, которое действует по поручению получателя и отправителя импортируемых и экспортируемых грузов, выполняя от своего имени формальности по подаче заявки на таможню о пропуске груза, обязано нести юридическую ответственность, одинаковую с получателем и отправителем груза.

Давая поручение доверенному предприятию на выполнение формальностей по подаче заявки на таможню о пропуске груза, поручитель обязан предоставить указанному предприятию достоверные сведения по вопросам, касающимся подачи заявки; указанное предприятие, получив поручение доверителя на выполнение формальностей по подаче заявки на таможню о пропуске груза, обязано провести разумную проверку достоверности предоставляемой доверителем информации.

Статья 11. Получатель и отправитель импортируемых и экспортируемых грузов и предприятие, подающее заявку на таможню о прохождении груза, при выполнении формальностей, связанных с подачей заявки на таможню о прохождении груза, должен в соответствии с законом пройти регистрацию на таможне. Лица, оформляющие заявки на таможню, должны в соответствии с законом получить разрешение на занятие деятельностью, связанной с подачей заявки на таможню. Предприятие, не прошедшее в соответствии с законом регистрацию на таможне, и лица, не получившие в соответствии с законом разрешение на занятие деятельностью, связанной с подачей заявок на таможню, не могут осуществлять деятельность, связанную с подачей заявок на таможню.

Предприятия и лица, занимающиеся подачей заявок на таможню, не должны незаконно представлять других лиц при подаче заявки на таможню или выходить за рамки своих функций при осуществлении деятельности, связанной с подачей заявки на таможню.

Статья 12. При исполнении таможней своих обязанностей, в соответствии с законом, все организации и лица обязаны правдиво отвечать на вопросы, оказывать взаимодействие, запрещается любым организациям или отдельным лицам чинить препятствия.

Если таможня при исполнении служебных обязанностей встретит сопротивление, исполняющие соответствующие обязанности органы общественной безопасности и отряды народной вооруженной полиции обязаны оказать содействие.

Статья 13. Таможня создает систему составления донесений о действиях, связанных с уклонением от таможенного контроля в нарушении положений настоящего Кодекса.

Любые организации и отдельные лица имеют право составлять донесения о действиях, связанные с уклонением от таможенного контроля в нарушении положений данного Кодекса.

Таможня должна морально или материально поощрять организации и отдельных лиц, составивших донесение либо оказавших содействие в делах по изобличению в нарушении данного Кодекса.

Таможня обязана сохранять тайну в отношении доносителей.