Закон КНР «О реагировании на чрезвычайные ситуации»

Глава II. Предупреждение и экстренная подготовка

Статья 17. [Система экстренного предупреждения] Государство создает и укрепляет систему экстренного предупреждения чрезвычайных ситуаций. Государственный совет КНР разрабатывает общие меры по экстренному предупреждению чрезвычайных ситуаций государственного уровня, организовывает разработку специальных мер по экстренному предупреждению чрезвычайных ситуаций государственного уровня; соответствующие подразделения Государственного совета КНР, исходя из рамок своих полномочий и надлежащих инструкций Государственного совета КНР по экстренному предупреждению, разрабатывают отраслевые меры по экстренному предупреждению чрезвычайных ситуаций государственного уровня.

Местные народные правительства всех уровней и заинтересованные подразделения местных народных правительств всех уровней от уездного и выше в соответствии с надлежащими законами, нормативно-правовыми актами, мерами по экстренному предупреждению вышестоящих народных правительств и других компетентных органов, а также реальной обстановкой в данном регионе, разрабатывают соответствующие меры по экстренному предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Органы, разрабатывающие меры по экстренному предупреждению, обязаны в соответствии с реальной необходимостью и изменениями обстановки вносить своевременные корректировки. Порядок разработки и внесения корректировок определяется Государственным советом КНР.

Статья 18. [Характер и содержание мер по экстренному предупреждению] В соответствии с положениями настоящего и других соответствующих законов и правовых актов меры по экстренному предупреждению должны быть направлены против характера чрезвычайной ситуации, ее особенностей и размера возможного общественного ущерба, точно определять организационно-руководящую структуру работ по экстренному управлению чрезвычайной ситуацией, ее функции, а также содержание механизмов предупреждения и прогнозирования чрезвычайной ситуации, процедуры управления, экстренных защитных мер, аварийно-спасательных и восстановительно-строительных работ.

Статья 19. [Городское и сельское планирование] Деятельность по городскому и сельскому планированию должна соответствовать потребностям работ по предупреждению и управлению чрезвычайными ситуациями, включать все необходимое для реагирования на чрезвычайные ситуации оснащение и инфраструктуру, а также рационально определять расположение экстренных укрытий.


Статья 20. [Защитные меры] Народные правительства уездного уровня обязаны осуществлять в данном административном районе изучение и регистрацию опасных зон и потенциальных источников возникновений особо серьезных и серьезных чрезвычайных ситуаций, оценку рисков, организовывать проведение исследований, мониторинга, а также строго требовать от соответствующих подразделений принятия защитных мер.

Народные правительства провинциального уровня и городов окружного значения обязаны осуществлять в данном административном районе изучение и регистрацию опасных зон и потенциальных источников возникновений особо серьезных и серьезных чрезвычайных ситуаций, оценку рисков, организовывать проведение исследований, мониторинга, а также строго требовать от соответствующих подразделений принятия защитных мер.

Местные народные правительства всех уровней от уездного и выше, осуществляя, в соответствии с положениями настоящего Закона, регистрацию опасных зон и потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, обязаны согласно государственному порядку своевременно обнародовать полученные данные.

Статья 21. [Своевременное урегулирование конфликтов и противоречий] Соответствующие подразделения народных правительств уездного уровня, народные правительства волостного уровня, уличные комитеты, общинные комитеты, деревенские комитеты обязаны своевременно регулировать возможные социальные конфликты и противоречия.

Статья 22. [Контроль безопасности] Все организации обязаны создавать и укреплять системы безопасности, в установленные сроки осуществлять проверку реализации принятых данной организацией защитных мер, своевременно устранять источники опасности; изучать и своевременно решать проблемы, существующие внутри данной организации и способные вызвать ситуации социальной напряженности, предотвращать обострение противоречий и их развитие; необходимо своевременно информировать местное народное правительство или его соответствующие подразделения о потенциальной чрезвычайной ситуации, способной произойти в данной организации и принятым защитным мерам.

Статья 23. [Обязанности организаций, занимающихся разработкой рудников и строительными работами, а также осуществляющих производство, хранение, транспортировку и использование опасных веществ, по предупреждению] Организации, занимающиеся разработкой рудников и строительными работами, а также осуществляющие производство, хранение, транспортировку и использование легковоспламеняющихся, опасных химических, радиоактивных и других опасных веществ обязаны выработать конкретные меры по экстренному предупреждению, провести изучение источников скрытых угроз на производственно-хозяйственных объектах, содержащих опасные вещества строительных сооружениях, и окружающей среды, своевременно принять меры по устранению источников скрытых угроз для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 24. [Обязанности организаций, занимающихся или управляющих местами массового пребыванию людей, по экстренному предупреждению] Организации, занимающиеся или управляющие средствами общественного транспорта, общественными объектами и другими местами массового пребывания людей обязаны выработать конкретные меры по экстренному предупреждению, оборудовать средства общественного транспорта и общественные объекты устройствами экстренного оповещения, необходимым аварийно-спасательным оборудованием и пунктами оказания помощи, снабдить их инструкциями по применению, а также обозначить планы и маршруты эвакуации населения, обеспечивающие безопасные и бесперебойные проходы.

В целях обеспечения нормального функционирования устройств экстренного оповещения, аварийно-спасательного оборудования и пунктов оказания помощи соответствующие подразделения обязаны в установленные сроки осуществлять их проверку и поддерживать в рабочем состоянии.

Статья 25. [Система подготовки и обучения экстренному управлению] Народные правительства уездного уровня и выше обязаны создавать и совершенствовать системы обучения экстренному управлению и в установленные сроки осуществлять обучение сотрудников народных правительств и других соответствующих подразделений, несущих ответственность за работу по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Статья 26. [Аварийно-спасательные команды] Народные правительства уездного уровня и выше обязаны осуществлять интеграцию ресурсов, создать или утвердить комплексные аварийно-спасательные команды. В соответствии с реальной необходимостью заинтересованные подразделения народных правительств вправе создавать специализированные аварийно-спасательные команды.

Народные правительства уездного уровня и выше, а также другие заинтересованные подразделения вправе создавать аварийно-спасательные команды из числа взрослых добровольцев. Организации обязаны создавать аварийно-спасательные команды из числа своих сотрудников на основе их полной или частичной занятости.

Народные правительства уездного уровня и выше обязаны укреплять взаимодействие между специализированными и неспециализированными аварийно-спасательными командами, проводя их совместную подготовку и обучение, повышая качество их скоординированных действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 27. [Страхование жизни членов аварийно-спасательных команд] В целях снижения риска для жизни членов аварийно-спасательных команд соответствующие подразделения Государственного совета КНР, местных народных правительств всех уровней от уездного и выше, а также другие заинтересованные ведомства и организации обязаны осуществлять страхование специализированных аварийно-спасательных команд от несчастных случаев, а также обеспечивать их необходимым защитным снаряжением и материалами.

Статья 28. [Специализированные аварийно-спасательные учения армии и организаций народного ополчения] Подразделения НОАК, войск Вооруженной народной полиции и организации народного ополчения обязаны в запланированном порядке организовывать и проводить специализированные аварийно-спасательные учения.

Статья 29. [Всеобщее распространение сведений о чрезвычайных ситуациях и проведение учений] Народные правительства уездного уровня и их соответствующие подразделения, народные правительства волостного уровня, уличные комитеты обязаны организовывать и проводить мероприятия по всеобщему распространению сведений о чрезвычайных ситуациях, а также необходимые учения по экстренному реагированию.

Общинные комитеты, деревенские комитеты, персонал предприятий в соответствии с требованиями местных народных правительств и с учетом всех реальных условий обязаны проводить мероприятия по всеобщему распространению сведений о чрезвычайных ситуациях, а также необходимые учения по экстренному реагированию.

Средства массовой информации обязаны безвозмездно распространять сведения о предупреждении и экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, знания об оказании помощи себе и окружающим.

Статья 30. [Обязанности учебных заведений о преподавании сведений о чрезвычайных ситуациях] Учебные заведения всех уровней и категорий обязаны включить в программу обучения сведения о чрезвычайных ситуациях, осуществлять их преподавание, развивать у учащихся навыки оказания экстренной помощи себе и окружающим.

Отделы образования обязаны осуществлять руководство и контроль организации преподавания в учебных заведениях сведений о чрезвычайных ситуациях.

Статья 31. [Обеспечение расходов] В целях обеспечения работ по реагированию на чрезвычайные ситуации необходимыми средствами Государственный совет КНР и местные народные правительства всех уровней от уездного и выше обязаны осуществлять их финансирование.

Статья 32. [Обеспечение резервов материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций] Государство создает и укрепляет систему резервов материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций, улучшая порядок контроля, производства, хранения, распределения и экстренного распространения важных материальных ресурсов.

Народные правительства городов окружного значения и выше, а также уездные народные правительства районов потенциального или частого возникновения чрезвычайных ситуаций обязаны создать систему резервов материальных ресурсов оказания экстренной помощи, жизненно необходимых средств и оборудования для неотложных работ.

В целях обеспечения производства и поставок материальных ресурсов оказания экстренной помощи, жизненно необходимых средств и оборудования для неотложных работ народные правительства всех уровней от уездного и выше в соответствии с реальной обстановкой в данном районе обязаны заключать контракты с соответствующими предприятиями.

Статья 33. [Обеспечение связи на случай чрезвычайных ситуаций] Государство создает и укрепляет систему связи на случай чрезвычайных ситуаций, совершенствуя общественную коммуникационную сеть, устанавливая систему экстренных коммуникаций по принципу сочетания проводной и беспроводной связи, взаимодополняемости основных телекоммуникационных сетей и систем мобильной связи, гарантируя бесперебойную связь при работах по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Статья 34. [Поощрение пожертвований] Государство поощряет предоставление гражданами, юридическими лицами и другими организациями материальных ресурсов, денежных средств, технической поддержки и пожертвований народным правительствам для осуществления работ по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Статья 35. [Страхование от рисков крупных катастроф] Государство развивает страховую отрасль, создавая государственную финансовую систему страхования от рисков крупных катастроф, и поощряя участие в ней граждан и организаций.

Статья 36. [Подготовка кадров и научно-исследовательские разработки] Государство поощряет и поддерживает подготовку научно-исследовательскими структурами в надлежащих условиях специалистов по экстренному управлению чрезвычайными ситуациями, разработки научно-исследовательскими структурами и соответствующими предприятиями новой техники, оборудования и средств для предупреждения, мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и неотложных работ.