FAQ: представительства иностранных компаний в КНР

1. В каких случаях на территории КНР следует создать представительство?
2. Может ли представительство вести хозяйственную деятельность на территории КНР?
3. Какие виды деятельности разрешены для представительств иностранных компаний в КНР?
4. Каковы требования законодательства к юридическому адресу представительства?
5. Каковы требования законодательства к месту регистрации представительства?
6. Может ли представительство быть зарегистрировано в жилом помещении?
7. Может ли представительство быть зарегистрировано в помещении, принадлежащем иностранному физическому (юридическому) лицу?
8. Каков порядок приема на работу в представительстве иностранных граждан?
9. Каков порядок приема на работу в представительстве граждан КНР?
10. Какие сервисные структуры представлены в Пекине?
11. Каким образом происходит прием на работу сотрудников при помощи сервисной структуры?
12. Каковы основные отличия в регистрации представительства в разных регионах КНР?
13. Что такое предварительное утверждение представительства?
14. Какое ведомство занимается регистрацией представительств иностранных компаний?
15. Каковы сроки регистрации представительства?
16. Что такое пост-регистрационные процедуры?
17. Какие документы необходимо предоставить органам промышленно-торговой администрации для регистрации представительства?
18. Какие документы представительство получает после окончания регистрации?
19. Кто такой законный представитель компании?
20. Подлежат ли представительства иностранных компаний налогообложению на территории КНР? Какие налоги взимаются с представительств иностранных компаний?
21. Режимы налогообложения представительств.
22. Какой режим налогообложения обычно применяется по отношению к представительствам иностранных компаний?
23. Каким образом происходит уплата представительством налога на доходы физических лиц?
24. Существуют ли льготы для представительств иностранных компаний?
25. Какие требования по обязательной отчетности представительства?
26. Обязано ли представительство проходить аудит отчетности?
27. Порядок закрытия представительства.

1. В каких случаях на территории КНР следует создать представительство?

Создание представительства на территории КНР является быстрым, дешевым и удобным способом установить свое присутствие в стране. Большинство представительств создаются с целью налаживания связей, изучения рынка, проведения рекламной компании, контроля качества производства и отгрузок товаров, заказанных у местных производителей.

Кроме того, при определенных условиях представительства могут вести коммерческую деятельность в ограниченном объеме.

2. Может ли представительство вести хозяйственную деятельность на территории КНР?

Нет, не может. Однако большинство представительств иностранных компаний в КНР имеют право вести «непрямую хозяйственную» деятельность. Строгого определения действующее законодательство КНР не дает; на практике это означает, что представительство осуществляет рекламную деятельность, налаживает связи головной компании с партнерами и контрагентами, изучает рынок и проводит другие действия организационно-коммуникационные мероприятия. Представительство не может использоваться в цепочке бизнес-процессов головной компании. Не может заменить ее при подписании договора, не может от своего имени заключить сделку в интересах головной компании, не может выступить промежуточным звеном в операциях купли-продажи. Однако некоторые виды хозяйственной деятельности, деятельности, сопряженной с получением дохода, представительства могут вести.

3. Какие виды деятельности разрешены для представительств иностранных компаний в КНР?

Представительства могут вести некоторые виды хозяйственной деятельности, деятельности, сопряженной с получением дохода. В зависимости от сферы деятельности головной компании представительства могут:

  • Представительства транспортных компаний, в частности, авиакомпаний, – могут осуществлять продажи билетов и грузовместимости;
  • Представительства бухгалтерских, аудиторских, юридических фирм – могут давать консультации в сфере профессиональных интересов головных компаний с некоторыми ограничениями;
  • Представительства торговых компаний – могут осуществлять коммерческую посредническую деятельность, содействуя заключению сделок, получая комиссионное вознаграждение и декларируя доход. Надо отметить, что регистрация таких представительств в настоящее время крайне затруднена, т.к. налоговые органы КНР, которые принимают решение о допустимости регистрации представительства с такой формой деятельности и режимом налогообложения, справедливо полагают, что проконтролировать полноту и достоверность декларирования доходов в этом случае очень сложно, и утверждают данный режим налогообложения весьма неохотно.

4. Каковы требования законодательства к юридическому адресу представительства?

Законодательство КНР требует от организаций и их подразделений осуществления деятельности по адресу регистрации. Соответственно, представительство не может быть зарегистрировано в одном месте, а фактически находиться в другом. По крайней мере, это противоречит букве закона. К помещению, где будет зарегистрировано представительство, предъявляются определенные требования.

5. Каковы требования законодательства к месту регистрации представительства?

Во-первых, необходимо предоставить специальное согласие хозяина помещения, а также документы, подтверждающие право собственности на помещение (свидетельство на право собственности или договор покупки в кредит и документы, подтверждающие регулярное внесение платежей).

Во-вторых, это не должно быть помещение, находящееся в собственности иностранной компании или иностранного физического лица, т.к. с 29.01.2007 года сдача внаем объектов недвижимости иностранными гражданами и компаниям рассматривается в Пекине и может рассматриваться в других городах как инвестиции в китайский рынок недвижимости, т.е. для сдачи в аренду помещения необходима регистрация в качестве компании с иностранным капиталом, что фактически является запретительной мерой. Иностранное физическое лицо не может сдавать в аренду помещение.

6. Может ли представительство быть зарегистрировано в жилом помещении?

В Пекине для целей регистрации пригодно только офисное помещение, что определяется по графе «назначение помещения» в правоустанавливающих документах. При выборе помещения для будущей регистрации представительства целесообразно ознакомиться с документами на помещение до подписания договора и тем более до внесения арендной платы и залога.

Однако с конца декабря 2007 года городские органы промышленно-торговой администрации вновь разрешили регистрацию представительств и компаний в жилых комплексах, но при условии согласия всех владельцев квартир дома, имущественные интересы которых могут быть затронуты при переоформлении назначения помещения на нежилое.

7. Может ли представительство быть зарегистрировано в помещении, принадлежащем иностранному физическому (юридическому) лицу?

С 29.01.2007 года сдача внаем объектов недвижимости иностранными гражданами и компаниям рассматривается в Пекине и может рассматриваться в других городах как инвестиции в китайский рынок недвижимости, т.е. для сдачи в аренду помещения необходима регистрация в качестве компании с иностранным капиталом. На практике это означает, что представительство не может быть зарегистрировано в помещении, принадлежащем иностранному физическому (юридическому) лицу.

8. Каков порядок приема на работу в представительстве иностранных граждан?

Иностранные граждане могут быть приняты на работу в представительство напрямую, на основании письма о назначении, подписанного руководителем головной компании. Необходимость участия руководства головной компании в процессе комплектования штата представительства объясняется тем, что иностранцы могут работать в представительстве только в должностях представителей (исключение составляет период испытательного срока, когда иностранный гражданин может работать на позиции менеджера или переводчика), а назначение представителя требует его регистрации в органах промышленно-торговой администрации и выдачи рабочей карты, для чего необходимо письмо от головной компании.

9. Каков порядок приема на работу в представительстве граждан КНР?

Граждане КНР могут работать в представительстве только опосредованно, с помощью одной из специальных сервисных структур. Наиболее известная из них Foreign Enterprises Service Company (FESCO), кроме нее существуют еще несколько организаций, выполняющих аналогичные функции.

10. Какие сервисные структуры представлены в Пекине?

Наиболее известная сервисная структура – Foreign Enterprises Service Company, кроме нее существуют еще несколько организаций, выполняющих аналогичные функции:

  • China Star Corporation
  • China International Talent Development Center
  • China International Enterprises Co-operative Corporation
  • China International Intellectech Corporation

Данные сервисные структуры предоставляют китайских сотрудников для работы в представительствах иностранных компаний.

11. Каким образом происходит прием на работу сотрудников при помощи сервисной структуры?

При приеме на работу гражданина КНР представительство заключает не трудовой договор с работником, а договор о предоставлении трудовых услуг с одной из вышеуказанных сервисных организаций; заработная плата и социальные платежи перечисляются представительством или головной компанией на ее счет, а организация выплачивает вознаграждение сотруднику и производит необходимые отчисления в бюджет и на социальные нужды. Стоимость услуг таких организаций обычно невысока, в пределах 400 юаней за одного сотрудника.

12. Каковы основные отличия в регистрации представительства в разных регионах КНР?

Процедура регистрации представительств иностранных компаний одинакова в общих чертах на всей территории Китая с различиями в деталях в разных регионах.

13. Что такое предварительное утверждение представительства?

В большинстве случаев создание представительств иностранных компаний в Китае начинается непосредственно с регистрации, поскольку с 2004 года отменена процедура предварительного утверждения большинства представительств иностранных компаний, обязательная для дочерних компаний иностранных инвесторов в КНР.

Исключения касаются учреждения представительств, деятельность головных компаний которых относится к отраслям особого регулирования в КНР. Это представительства автотранспортных компаний и судоходных компаний, бухгалтерских и юридических фирм, инспекционных компаний, финансовых организаций, страховых компаний, сертификационных организаций, туристических фирм, организаций по защите интеллектуальной собственности, СМИ, авиакомпаний, теле-, радио- и кинокомпаний, фондовых брокерских компаний, некоммерческих организаций, а также коммерческих организаций стран, не имеющих с КНР дипломатических отношений.

Утверждение происходит в соответствующем государственном органе КНР: для представительств авиакомпаний – в Государственном управлении гражданской авиации, для представительств банков – в Комиссии по регулированию банковской деятельности, юридических фирм – в Министерстве юстиции (одновременно с регистрацией) и т.д. Для создания представительств некоммерческих организации в КНР также необходимо предварительное утверждение, но регистрация представительств некоммерческих иностранных организаций в Китае чрезвычайно сложна по идеологическим причинам, и без привлечения серьезного административного ресурса практически невозможна.

14. Какое ведомство занимается регистрацией представительств иностранных компаний?

Регистрацией юридических лиц и их подразделений в КНР занимаются органы промышленно-торговой администрации КНР (Administration of Industry and Commerce).

15. Каковы сроки регистрации представительства?

Регистрация представительства иностранной компании состоит из 2-х частей: собственно регистрации в органах промышленно-торговой администрации и пост-регистрационных процедур.

Регистрация представительства в органах ПТА занимает не менее 5 рабочих дней.

Пост-регистрационные процедуры могут занимать около 2-3 месяцев.

16. Что такое пост-регистрационные процедуры?

Пост-регистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке представительства на учет в различных государственных органах – полиции, управлении по контролю качества, налоговых органах, управлении статистики, органах Министерства трудовых ресурсов и социальной защиты КНР, изготовлении печатей и открытии банковского счета (счетов) представительства. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить Свидетельство о регистрации (выдается органами промышленно-торговой администрации) и Свидетельство о присвоении кода организации (выдается органами Управления по контролю качества, инспекциям и карантину КНР). Для открытия счета в банке нужно предъявить Свидетельство о налоговой регистрации и т.д., поэтому для завершения всех процедур в Пекине требуется около двух-трех месяцев.

17. Какие документы необходимо предоставить органам промышленно-торговой администрации для регистрации представительства?

Для регистрации представительства в органах ПТА г. Пекина требуется представить следующие документы:

1. Легализованную копию свидетельства о регистрации головной компании в качестве юридического лица;
2. Заявление об учреждении представительства (оригинал);
3. Письмо из банка, подтверждающее кредитоспособность компании (оригинал);
4. Документ, подтверждающий полномочия генерального представителя и представителей (оригинал);
5. Автобиографию генерального представителя и представителей, копии их загранпаспортов, фотографии;
6. Свидетельство об аренде офиса, выданное владельцем помещения;
7. Копию свидетельства о праве собственности на помещение или документов, подтверждающих приобретение помещения в кредит, копию свидетельства на право осуществления хозяйственной деятельности, если владельцем помещения является юридическое лицо.
8. Доверенность, подписанную законным представителем компании (см. вопрос № 19);
9. Заполненные формы документов согласно требованиям ПТА и других государственных органов.

18. Какие документы представительство получает после окончания регистрации?

По окончании процедуры регистрации представительство получает Свидетельство о регистрации и рабочие карты представителей, которые являются подтверждением их статуса в КНР и являются основанием для последующего оформления разрешения на работу и вида на жительство.

19. Кто такой законный представитель компании?

Законный представитель – специфическая категория корпоративного законодательства КНР. Законный представитель компании – это лицо, имеющее право представлять компанию без доверенности и совершать от ее имени определенные действия. Законным представителем российского ООО будет директор или генеральный директор.

20. Подлежат ли представительства иностранных компаний налогообложению на территории КНР? Какие налоги взимаются с представительств иностранных компаний?

Да, представительства иностранных компаний обязаны платить в Китае налоги.

Представительства являются плательщиками налога на хозяйственную деятельность и налога на прибыль предприятий, а также являются налоговыми агентами для собственных сотрудников при уплате налога на доходы физических лиц.

Методика начисления и ставки налогов зависят от режима налогообложения, устанавливаемого налоговыми органами после постановки представительства на учет. В настоящее время в КНР применяется три режима налогообложения представительств.

21. Режимы налогообложения представительств.

В настоящее время в КНР применяется три режима налогообложения представительств

1. На основании реальных доходов для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность и способных предоставить договоры с указанием ставки комиссионных, первичные документы, ведущих полноценный бухгалтерский учет, в т.ч. с расчетом себестоимости деятельности, причем, если расходы возникают за пределами КНР, они должны быть подтверждены зарегистрированными в странах возникновения расходов бухгалтерскими фирмами;

2. На основании ставки вмененного дохода для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность, однако не способных предоставить документы, надлежащим образом подтверждающие объемы доходов и расходов, в т.ч. себестоимости (например, если в договорах сумма комиссионных не указана или указана не для всех операций, нет первичных документов, зарубежные расходы не подтверждены);

3. На основании суммы расходов для представительств, ведущих разрешенную хозяйственную деятельность, в т.ч. непрямую, не способных предоставить документы, подтверждающие суммы доходов, издержек и прибыли.

22. Какой режим налогообложения обычно применяется по отношению к представительствам иностранных компаний?

Чаще всего применяется третий режим налогообложения – на основании суммы расходов представительства, т.к., с одной стороны, ведение бухгалтерии для предоставления подтверждающих документов нередко вызывает затруднения у сотрудников представительства, а с другой стороны, простота такой системы удобна для налоговых органов. В этом случае налоговая нагрузка при уплате налога на хозяйственную деятельность и налога на прибыль составляет около 11%.

23. Каким образом происходит уплата представительством налога на доходы физических лиц?

Плательщиком налога на доходы физических лиц выступает само лицо, получившее доход, а представительство выступает налоговым агентом, обязанным удерживать сумму налога из заработной платы сотрудника и перечислять ее в бюджет.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 1600 юаней для резидентов и 4800 для нерезидентов налогом не облагается. В связи с вступлением с 1 марта 2008 года в силу поправки к Закону КНР «О налоге на доходы физических лиц» размер необлагаемого дохода для граждан КНР увеличился до 2000 юаней.

24. Существуют ли льготы для представительств иностранных компаний?

Да, существуют некоторые льготы, действующие в некоторых регионах для представительств отдельных типов иностранных компаний. В некоторых регионах КНР представительства иностранных компаний могут пользоваться дополнительными налоговыми льготами. Например, зарегистрированные в Пекине представительства производственных предприятий по решению налоговых органов могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на хозяйственную деятельность. Для подачи заявления об освобождении от уплаты налогов необходимо представить документы, подтверждающие производственный характер деятельности головной компании.

25. Какие требования по обязательной отчетности представительства?

Представительство обязано вести бухгалтерскую отчетность и платить налоги. Система бухгалтерской отчетности представительств, уплачивающих налоги с доходов, не отличается или почти не отличается от системы отчетности предприятий.

Жестких требований к отчетности представительств, освобожденных от налогообложения или уплачивающих налоги с расходов, нет, главное условие – аккуратный сбор и хранение первичной документации.

Бухгалтерский учет может осуществляться сотрудниками представительства или привлеченной бухгалтерской фирмой. Требования о наличии бухгалтерского образования или профессионального бухгалтерского сертификата отсутствуют.

26. Обязано ли представительство проходить аудит отчетности?

В большинстве случаев – да. Аудиторские проверки проводятся ежегодно лицензированными аудиторами. Представительства, освобожденные от уплаты налогов, ежегодно проводить аудиторские проверки не обязаны. В этом случае аудит обязательно проводится при закрытии представительства или в другое время в добровольном порядке.

27. Порядок закрытия представительства.

Процедура закрытия представительства более сложна, чем процедура учреждения. Это обусловлено тем, что государственные органы КНР должны быть уверены, что все налоги уплачены своевременно и в полном объеме. В Пекине проверки в управлении по центральным и местным налогам занимают по 2-3 месяца, причем необходимо предоставить оригиналы справок о доходах представителей, заявления о закрытии подписанных руководителем головной компании, аудиторские заключения и другие документы по требованию налоговых органов. Сложность и продолжительность процедур закрытия представительства необходимо принимать во внимание при планировании организации делового присутствия в Китае. Если в будущем предполагаются активные контакты с китайскими предприятиями и расчеты в юанях, возможно, имеет смысл с самого начала создать дочернюю компанию в форме совместного предприятия или предприятия со 100% иностранным капиталом, которая позволит вести полноценную хозяйственную деятельность.