Расчет налога на прибыль на вмененный доход в КНР

Закон КНР «О регулировании налогообложения и сборе налогов» устанавливает возможность расчета налога на прибыль предприятий на вмененный доход в следующих случаях:

1. Предприятие освобождено от ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.

Обычно предприятие обязано создать и приступить к ведению отчетности в течение 15 дней с даты выдачи Свидетельства о праве хозяйственной деятельности. Налоговое законодательство КНР не предусматривает подробных правил освобождения от ведения бухгалтерского учета, что подразумевает его обязательность в большинстве случаев. Однако, налоговые органы вправе освободить от ведения бухгалтерского учета некоторых налогоплательщиков, например, индивидуальные частные хозяйства с небольшими масштабами деятельности, которые могут подтвердить отсутствие возможности в ведении полноценного бухучета. При этом за налоговыми органами остается право самостоятельно подобрать бухгалтера или финансового сотрудника для создания системы учета, оформления и подачи необходимой отчетности для этих налогоплательщиков.

2. Предприятие не осуществляет ведение бухгалтерской отчетности.

Отказ от ведения бухгалтерской отчетности считается правонарушением: в зависимости от обстоятельств налоговые органы налагают штраф в размере до 2 000 юаней жэньминьби или от 2 000 до 10 000 юаней жэньминьби – при наличии отягчающих обстоятельств. Кроме того, предприятие должно приступить в ведению отчетности в установленный срок. Налоговые органы осуществляют расчет налога на прибыль предприятий на вмененный доход, полученный до обнаружения нарушений в ведении бухгалтерской отчетности на предприятии.

3. Уничтожение бухгалтерских книг или отказ их предоставить налоговым органам.

Самовольное уничтожение бухгалтерских книг или отказ предоставить материалы, касающиеся уплаты налога, являются нарушениями, которые классифицируются как уклонение от уплаты налогов. В таком случае налоговые органы должны взыскать всю сумму налога, пени в размере от 50% до 5-кратного размера налога к уплате, а в случае если сумма уклонения от уплаты налогов составляет более 10 000 юаней – передать дело в органы юстиции для привлечения нарушителя к уголовной ответственности. Расчет налога на прибыль предприятий на вмешенный доход, полученный до обнаружения нарушений в ведении бухгалтерской отчетности на предприятии.

4. Неподача налоговой декларации в установленные сроки при возникновении обязанности по уплате налога и после вынесения налоговыми органами предписания о подаче налоговой декларации в установленный срок.

В случае если налогоплательщик не подает налоговую декларацию, к нему применяются меры, аналогичные уклонению от уплаты налогов.

5. Сложность проверки счетов несмотря на ведение бухгалтерского учета, запутанности и неполноты данных.

Налоговые органы вправе самостоятельно установить сумму вмененного дохода и рассчитать налог на прибыль если предприятие ведет отчетность в нарушениями правил ведения бухгалтерского учета или отсутствия возможности для проверки материалов, касающихся себестоимости хозяйственной деятельности, доходов и расходов предприятия, из-за неполноты данных, ненадлежащего хранения и учета.

6. Явное занижение налогооблагаемой базы при декларирование налога и отсутствие каких-либо разумных оснований для этого занижения.

В случае если размер налогооблагаемой базы значительно меньше налогооблагаемой базы аналогичных или сопоставимых налогоплательщиков, при этом данный налогоплательщик не может предоставить этому какое-либо разумное объяснение, налоговые органы вправе самостоятельно установить суммы налогооблагаемого дохода и налога на прибыль.

Основными правовыми документами, в соответствии с которыми осуществляется вменение дохода и расчет налога на прибыль предприятий, являются Закон КНР «О регулировании налогообложения и сбора налогов», Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий», а также «Правила установления и сбора налога на прибыль предприятий (пробные)», которые содержат достаточно подробную информацию о действиях налоговых органов.

При этом необходимо уточнить, что данные Правила не распространяются на предприятия некоторых отраслей (например, банки, страховые компании, брокерские компании; бухгалтерские, аудиторские, юридические фирмы и др.) или особого типа (к таким относятся предприятия, пользующиеся льготами по налогу на прибыль предприятий в соответствии с Законом КНР «О налоге на прибыль предприятий», и предприятия, подающие консолидированную отчетность), а также к крупным налогоплательщикам определенного масштаба (в основном, к таким налогоплательщикам относятся компании, прошедшие размещение на фондовом рынке).

Методы установления суммы налога на прибыль предприятий

Установление суммы налога на прибыль предприятий к уплате производится следующими методами:

1) определение рентабельности предприятия. Сумма предполагаемого дохода предприятия, полученная на основании рентабельности, подлежит обложению налогом на прибыль предприятий по стандартной ставке в 25%. Для применения этого способа необходимо наличие одного из следующих обстоятельств:

а) возможность достоверного расчета (проверки) суммы поступлений при невозможности установления и расчета (проверки) суммы расходов;

б) возможность достоверного расчета (достоверной проверки) суммы расходов при невозможности установления и расчета (проверки) суммы поступлений;

в) возможность осуществить расчет и сделать вывод относительно суммы поступлений или суммы расходов налогоплательщика посредством разумного способа.

2) определение суммы налога на прибыль предприятий к уплате, в случае отсутствия возможности для определения рентабельности предприятия.

Для установления рентабельности или суммы налога налоговые органы могут использовать следующие способы:

а) определение налога на прибыль с учетом уровня налогового бремени налогоплательщиков, сходных по масштабам хозяйственной деятельности и уровню поступлений в одинаковой или сходной отрасли в том же регионе;

б) определение налога на прибыль в соответствии с доходностью предприятия, рассчитанной на основании суммы поступлений или суммы расходов предприятия;

в) определение налога на прибыль в соответствии с расчетом или заключением на основании расхода материалов, топлива и электроэнергии;

г) определение налога на прибыль с использованием иных разумных способов.

В случае недостатка данных для достоверного установления налогооблагаемой базы или суммы налога к уплате при использовании одного из способов, допускается сочетание двух и более способов определения налога на прибыль. В случае если сумма налога к уплате при расчете двумя и более способами различается, сумма налога на прибыль устанавливается исходя из большей суммы.

Формулы расчета налога

При использовании способов расчета налога используются следующие формулы:

Сумма налога на прибыль предприятия = налогооблагаемая база Х применимая ставка налога

Налогооблагаемая база = сумма налогооблагаемых поступлений Х норма доходности (рентабельности)

или:

Налогооблагаемая база = сумма расходов / (1 – норма рентабельности) Х норма доходности (рентабельности)

Норма рентабельности

В настоящее время для расчета налога на прибыль предприятий установлены следующие нормы рентабельности предприятий в различных отраслях:

Отрасль Норма рентабельности (%)
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство, рыболовство

3-10%

Производство

5-15%

Оптовая и розничная торговля

4-15%

Транспорт

7-15%

Строительство

8-20%

Ресторанное дело (предприятия общественного питания)

8-25%

Сфера развлечений

15-30%

Остальные отрасли

10-30%

Если налогоплательщик, налог на прибыль предприятий для которого рассчитывается на основании нормы рентабельности, осуществляет хозяйственную деятельность в нескольких отраслях, налоговые органы осуществляют расчет на основании нормы рентабельности, применимой к основной сфере деятельности налогоплательщика, вне зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика отдельного учета по различным направлениям деятельности.

Основной сферой деятельности является направление деятельности налогоплательщика, которое занимает максимальную долю в доходах или расходах налогоплательщика, или в расходах на материалы, топливо и электроэнергию.

При этом в случае значительных изменений в сфере хозяйственной деятельности или основном направлении хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличения или уменьшения суммы налога на прибыль к уплате или налогооблагаемой базы более чем на 20% налогоплательщик должен своевременно обратиться в налоговые органы с заявлением о внесении корректировок в уже установленные суммы налога к уплате или нормы рентабельности в целях налогообложения.

Порядок установления налога на прибыль предприятий

В соответствии с правилами, налоговые органы должны направить налогоплательщикам бланк формы «Установление и сбор налога на прибыль предприятий».

Конкретный порядок осуществления сбора налога выглядит следующим образом:

1) В течение 10 рабочих дней после получения бланка «Установление и сбор налога на прибыль предприятий» налогоплательщик обязан заполнить и подать в налоговые органы данный бланк. В соответствии с установленной формой бланк «Установление и сбор налога на прибыль предприятий» содержит три экземпляра: по одному для компетентного налогового органа и налогового органа уездного уровня, и один экземпляр доставляется налогоплательщику для исполнения.

2) В течение 20 рабочих дней после получения к рассмотрению бланка «Установление и сбор налога на прибыль предприятий» компетентный налоговый орган должен классифицировать налогоплательщиков и провести проверку, представить рекомендации по установлению суммы налога на прибыль предприятий и подать в налоговый орган уездного уровня для повторной проверки и подтверждения.

3) В течение 30 рабочих дней после получения бланка «Установление и сбор налога на прибыль предприятий» налоговый орган уездного уровня должен осуществить повторную проверку и подтвердить способ сбора налога на прибыль предприятий.

Если после получения бланка «Установление и сбор налога на прибыль предприятий» налогоплательщик не заполняет и не подает его в установленный срок, налоговые органы считают бланк поданным и в соответствии с вышеприведенным порядком осуществляют проверку и подтверждение.

Налоговые органы должны провести повторную экспертизу установления и сбора налога на прибыль предприятий за прошедший год до окончания июня каждого года. До завершения повторной экспертизы налогоплательщик вправе предварительно внести вмененную сумму налога на прибыль предприятий за предыдущий год; после завершения повторной экспертизы сумма налога корректируется в соответствии с ее результатами.

Компетентный налоговый орган должен провести классификацию различных налогоплательщиков и оповестить о сумме налога на прибыль предприятий к уплате.

При наличии возражения относительно способа определения суммы налога на прибыль предприятий, вмешенной суммы налогооблагаемого дохода или нормы рентабельности, налогоплательщик обязан предоставить доказательства. После проверки и признания налоговый орган осуществлять корректировку с учетом опротестованных фактов.

В случае использования нормы рентабельности в целях определения суммы налога на прибыль предприятий налогоплательщик подает декларацию об уплате налога в соответствии со следующими положениями:

1) Компетентный налоговый орган на основании размера суммы налога к уплате определяет для налогоплательщика суммы ежемесячных или ежеквартальных предварительных платежей с окончательным расчетом по окончанию года. После подтверждения оплаты налога при помощи предварительных платежей данный способ сбора налога не может быть изменен в течение налогового года.

2) Налогоплательщик осуществляет предварительное внесение налога, рассчитанного на основании установленной нормы рентабельности и суммы налога, которую фактически необходимо внести за соответствующий период. В случае сложностей с определением фактической суммы налога к предварительной выплате, по согласию компетентного налогового органа допускается предварительная оплата 1/12 или 1/4 от суммы налога за предыдущий налог или предварительная оплата налога иным способом, подтвержденным компетентным налоговым органом;

3) При внесении предварительных платежей или осуществлении окончательного расчета по окончанию года налогоплательщик обязан в установленном порядке заполнить бланк «Декларация о ежемесячной (ежеквартальной) предварительной оплате налога на прибыль предприятий (форма В)» и представить его в компетентный налоговый орган в установленный срок подачи декларации.

В случае выплаты налога на основании вмененной суммы налога налогоплательщик подает декларацию об уплате налога в соответствии со следующими положениями:

1) До определения суммы налога на прибыль к уплате налогоплательщик может предварительно внести 1/12 или 1/4 от суммы налога за предыдущий год или внести предварительный платеж на основании иного метода, подтвержденного компетентным налоговым органом; внесение предварительных платежей осуществляется ежемесячно или ежеквартально.

2) После определения суммы налога на прибыль к уплате вычитается сумма предварительного внесенного налога на прибыль, а остаток равномерно распределяется на оставшиеся месяцы или кварталы. Для выплаты налога налогоплательщик ежемесячно или ежеквартально заполняет бланк «Декларация о ежемесячной (ежеквартальной) предварительной оплате налога на прибыль предприятий (форма В)» и предоставляет его в компетентный налоговый орган в установленный срок подачи декларации.

3) По окончанию года налогоплательщик в установленный срок подает в налоговые органы декларацию в соответствии с фактической суммой налога к уплате или фактической суммой поступлений. В случае если задекларированная сумма превышает вмененную сумму налога на прибыль предприятий или сумму дохода налог выплачивается в соответствии с задекларированной суммой; в случае если задекларированная сумма меньше вмененной суммы налога на прибыль предприятий или суммы дохода налог выплачивается на основании вмешенной суммы налога или суммы дохода.

Заключение

В настоящее время в КНР установлен достаточно простой порядок вменения дохода предприятий, который – как можно увидеть из текста – предусматривает решение большинства ситуаций, связанных со сложностью или невозможностью расчета налога на прибыль предприятий.