Глава 1. Задачи, сфера применения и основные принципы.
Статья 1. Гражданский процессуальный кодекс Китайской Народной Республики разработан на основе Конституции с учетом обобщения опыта работы и реальной ситуации в области гражданского судопроизводства в Китае.
Статья 2. Задачами Гражданского процессуального кодекса Китайской Народной Республики являются гарантия реализации сторонами своих процессуальных прав, обеспечение установления фактов народными судами, разделение правды и неправды, точное применение законов, своевременное рассмотрение гражданских дел, установление гражданских правоотношений, пресечение нарушений гражданских прав, защита законных прав и интересов сторон, воспитание у граждан чувства уважения к закону, охрана общественного и экономического порядка, обеспечение успешного осуществления дела строительства социализма.
Статья 3. Установления настоящего Кодекса применяются при рассмотрении народными судами гражданских исков, предъявляемых в связи с имущественными и личными неимущественными отношениями между гражданами, между юридическими лицами, между иными организациями, а также их между собой.
Статья 4. Настоящий Кодекс подлежит применению при ведении любого гражданского дела на территории Китайской Народной Республики.
Статья 5. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, выступая в народных судах в качестве истцов и ответчиков, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с гражданами, юридическими лицами и иными организациями Китайской Народной Республики.
В случае если суды иностранных государств вводят ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, юридических лиц и иных организаций Китайской Народной Республики, народные суды Китайской Народной Республики применяют ответные ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, предприятий и организаций данных государств.
Статья 6. Правосудие по гражданским делам осуществляется народными судами.
Народные суды в соответствии с установлениями закона осуществляют правосудие по гражданским делам самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц.
Статья 7. Народные суды при рассмотрении гражданских дел должны основываться на фактах и руководствоваться законом.
Статья 8. Стороны гражданского процесса обладают равными процессуальными правами. Народные суды при рассмотрении гражданских дел должны гарантировать и облегчать реализацию сторонами процессуальных прав, исходить из абсолютного равенства сторон перед применяемым законом.
Статья 9. Народные суды при рассмотрении гражданских дел должны на основе принципов добровольности и законности производить примирение сторон; если примирение недостижимо, они должны своевременно выносить решения.
Статья 10. Народные суды при рассмотрении гражданских дел в соответствии с установлениями закона реализуют систему правосудия, основанную на коллегиальности рассмотрения, возможности отводов, открытости судопроизводства и окончательности решения во второй инстанции.
Статья 11. Граждане всех национальностей имеют право пользоваться при ведении гражданских дел своим родным языком и письменностью.
В районах компактного проживания национальных меньшинств или совместного проживания многих национальностей народные суды осуществляют разбирательство и составляют юридические документы на общепринятом в данной местности языке и письменности.
Для лиц, участвующих в деле, которые не владеют общепринятым в данной местности языком и письменностью, народный суд организует перевод.
Статья 12. Во время рассмотрения гражданских дел народными судами стороны имеют право на выступление в прениях.
Статья 13. Стороны в пределах, установленных законом, имеют право отказаться от своих гражданских и процессуальных прав.
Статья 14. Народная прокуратура обладает правом на осуществление надзора за деятельностью в области гражданского судопроизводства.
Статья 15. Официальные органы, общественные организации, предприятия и учреждения могут поддержать иски, предъявляемые в народные суды пострадавшими организациями или частными лицами в связи с действиями, наносящими ущерб государственным, коллективным или частным гражданским правам и интересам.
Статья 16. Народные примирительные комиссии являются массовыми организациями, занимающимися урегулированием споров между гражданами под руководством народных правительств основной ступени и народных судов основной ступени.
Народные примирительные комиссии в соответствии с установлениями закона, на основе принципа добровольности производят примирение. Стороны должны соблюдать соглашение, достигнутое в результате примирения; в случае нежелания примиряться, недостижения примирения или изменения решения они могут подать иск в народный суд.
В случае, если при урегулировании споров между гражданами народной примирительной комиссией было допущено нарушение закона, народный суд должен исправить ситуацию.
Статья 17. Собрания народных представителей районов национальной автономии на основе принципов, закрепленных в Конституции и настоящем Кодексе, с учетом местных национальных условий могут разрабатывать особые или дополнительные установления. Установления автономных областей представляются для утверждения в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Установления автономных округов и уездов представляются для утверждения в постоянные комитеты собраний народных представителей провинций или автономных областей, а для учета также в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.