Закон КНР «О правотворчестве»

Глава II. Законы

 

Раздел 1. Компетенция в правотворческой деятельности

Статья 7. Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет осуществляют право на правотворчество в масштабе всего государства.

Всекитайское собрание народных представителей принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения.

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принимает законы и вносит в них изменения, за исключением тех, которые принимает Всекитайское собрание народных представителей; в период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей вносит частичные дополнения и изменения в законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей, однако эти дополнения и изменения не могут противоречить основным принципам данных законов.

Статья 8. Законы могут приниматься по вопросам:

1) государственного суверенитета;
2) образования, организации и компетенции собраний народных представителей, народных правительств, народных судов и народных прокуратур всех ступеней;
3) системы национальной районной автономии, системы особых административных районов, системы низового самоуправления;
4) преступлений и уголовных наказаний;
5) мер принуждения и наказания, связанных с лишением, ограничением личной свободы как гражданского политического права;
6) изъятия негосударственного имущества;
7) основ гражданского права;
8) основ экономической системы, а также основ финансовой системы, налоговой системы, таможенной системы и системы внешней торговли;
9) процессуальной и арбитражной систем;
10) по другим вопросам, требующим от Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета принятия законов.

Статья 9. Если по вопросам, указанным в статье 8 настоящего Закона, все еще не принято законов, то Всекитайское собрание народных представителей, а также его Постоянных комитет вправе вынести постановление, делегировав Государственному совету полномочия в соответствие с реальной необходимостью на первоочередное принятие по некоторым указанным вопросам административно-правовых актов, однако за исключением соответствующих вопросов, имеющих отношение к преступлениям и уголовным наказаниям, мерам пресечения и наказания, связанным с лишением, ограничением личной свободы как гражданского политического права, судебной системы и др.
Статья 10. Постановление о делегировании полномочий должно четко устанавливать цели и объем полномочий.

Орган, которому делегированы полномочия, должен осуществлять свою власть в отношении указанных вопросов строго в соответствие с целями и объемом полномочий.

Орган, которому делегированы полномочия, не вправе передавать властные полномочия по решению указанных вопросов другому органу.

Статья 11. Если вопрос, для решения которого было делегировано полномочие на правотворчество, прошел проверку на практике и условия для принятия закона созрели, то закон своевременно принимается Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом. После принятия закона, соответствующее полномочие по правотворческому решению вопроса прекращается.

Раздел 2. Законодательная процедура Всекитайского собрания народных представителей

Статья 12. Президиум Всекитайского собрания народных представителей может представлять Всекитайскому собранию народных представителей законопроекты, которые рассматриваются на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, Государственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, специальные комитеты Всекитайского собрания народных представителей могут вносить во Всекитайское собрание народных представителей законопроекты, которые по решению Президиума включаются в повестку сессии.

Статья 13. Делегация или свыше тридцати депутатов могут вносить во Всекитайское собрание народных представителей законопроекты, которые должны получить решение Президиума на их включение в повестку сессии либо сначала они передаются на рассмотрение в соответствующие специальные комитеты с представлением мнения об их включении в повестку сессии, затем снова принимается решение о необходимости их включения в повестку сессии.

В ходе рассмотрения законопроектов в специальных комитетах, можно приглашать на заседание с правом совещательного голоса лиц, внесших законопроекты.

Статья 14. Внесенные во Всекитайское собрание народных представителей законопроекты в период между сессиями собрания могут быть вначале представлены Постоянному комитету, и после прохождения установленной в параграфе 3 главы 2 настоящего Закона соответствующей процедуры рассмотрения на заседании Постоянного комитета, принимается решение с ходатайством о рассмотрении законопроектов Всекитайским собранием народных представителей, Постоянным комитетом либо инициаторами законопроекта выносится заключение для пленарного заседания.

Статья 15. Законопроект, решение с ходатайством о рассмотрении которого на сессии Всекитайского собрания народных представителей было принято Постоянным комитетом, должен быть передан депутатам за месяц до начала сессии.

Статья 16. После заслушивания на пленарном заседании собрания представленного инициаторами законопроекта заключения по включенному в повестку сессии Всекитайского собрания народных представителей законопроекту, он рассматривается каждой из делегаций.
В ходе рассмотрения каждой из делегаций законопроекта, его инициаторы должны командировать своих представителей для заслушивания мнений, ответов на вопросы.

В ходе рассмотрения каждой из делегаций законопроекта, по их требованию, заинтересованные органы и организации должны командировать своих представителей для дачи разъяснений.

Статья 17. Включенный в повестку заседания Всекитайского собрания народных представителей законопроект рассматривается в соответствующих специальных комитетах, которые представляют в Президиум свое мнение о нем, а также доводят его до заседания.

Статья 18. По включенному в повестку заседания Всекитайского собрания народных представителей законопроекту, комитет по законодательству, в соответствие с мнением каждой делегации и специальных комитетов, проводит единое рассмотрение законопроекта, докладывает о результатах рассмотрения и о предложенных поправках в законопроект Президиуму, а в случае наличия существенных расхождений во мнениях, дает разъяснения в докладе о результатах рассмотрения и после рассмотрения в Президиуме доводит его до заседания.

Статья 19. По включенному в повестку заседания Всекитайского собрания народных представителей законопроекту, в случае необходимости, постоянный председатель Президиума может созвать заседание глав делегаций, заслушав по важнейшим вопросам законопроекта мнения каждой из делегаций, провести обсуждение, а также доложить в Президиум обстоятельства и мнения, полученные в результате обсуждения.

Постоянный председатель Президиума также может созвать для проведения обсуждения по важным специальным вопросам законопроекта соответствующих депутатов, избранных делегациями, а также доложить в Президиум обстоятельства и мнения, полученные в результате обсуждения.

Статья 20. В случае, если инициаторы законопроекта, до постановки включенного в повестку заседания Постоянного комитета законопроекта на голосование, требуют его отзыва, то они должны объяснить причины своего требования, и с согласия Президиума, а также при докладе Всекитайскому собранию народных представителей, рассмотрение данного законопроекта немедленно прекращается.

Статья 21. При необходимости в дальнейшем изучении важных вопросов, возникших в ходе рассмотрения законопроекта, по представлению Президиума, пленум собрания принимает решение о возможности делегирования Постоянному комитету полномочий по дальнейшему рассмотрению законопроекта с учетом мнений депутатов, который выносит постановление, а также докладывает о сложившейся ситуации на следующем заседании Всекитайского собрания народных представителей; также возможно делегирование Постоянному комитету полномочий по дальнейшему рассмотрению законопроекта с учетом мнений депутатов, который представляет проект необходимых изменений, ходатайствуя перед Всекитайским собранием народных представителей о рассмотрении законопроекта на следующем заседании.

Статья 22. Изменения в законопроект рассматриваются каждой из делегаций, вносятся комитетом по законодательству с учетом мнений каждой из делегаций, представляются бюллетени для голосования по законопроекту, Президиум просит пленум собрания проголосовать и документ принимается свыше половины депутатов от их общего числа.

Статья 23. Принятые Всекитайским собранием народных представителей законы подписываются Председателем государства и по его указу обнародуются.

Раздел 3. Законодательная процедура Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей

Статья 24. Совет Председателя Постоянного комитета может вносить в Постоянный комитет законопроекты, которые рассматриваются на заседании Постоянного комитета.

Государственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, специальные комитеты Всекитайского собрания народных представителей могут вносить в Постоянный комитет законопроекты, которые, по решению Совета Председателя Постоянного комитета включаются в повестку заседания Постоянного комитета либо сначала передаются на рассмотрение и подведение итогов в соответствующие специальные комитеты, а затем снова принимается решение об их включении в повестку заседания Постоянного комитета. Если Совет Председателя Постоянного комитета считает, что существует необходимость в дальнейшем исследовании важнейших положений законопроекта, то после того, как инициаторы законопроекта внесут в него рекомендованные изменения и исправления, можно снова вносить их в Постоянный комитет.

Статья 25. Группа из десяти и более членов Постоянного комитета вправе вносить в Постоянный комитет законопроекты, по которым Совет Председателя Постоянного комитета принимает решение об их включении в повестку заседания Постоянного комитета либо сначала законопроекты передаются на рассмотрение и формирование мнения относительно их включения в повестку заседания в соответствующие специальные комитеты, а затем снова принимается решение о включении законопроектов в повестку заседания Постоянного комитета. О решении не включать в повестку заседания Постоянного комитета законопроект должно быть сообщено Постоянному комитету либо доведено до сведения инициаторов законопроекта.

В ходе рассмотрения законопроектов в специальных комитетах, для участия в заседаниях могут быть приглашены инициаторы законопроектов в целях разъяснения своей позиции по рассматриваемому законопроекту.

Статья 26. Включенный в повестку заседания Постоянного комитета законопроект, кроме особых случаев, за семь дней до начала заседания должен быть передан членам Постоянного комитета.

Статья 27. Включенный в повестку заседания Постоянного комитета законопроект, как правило, после трехкратного рассмотрения Постоянным комитетом должен быть поставлен на голосование.

В ходе первого рассмотрения Постоянным комитетом законопроекта, на пленарном заседании заслушиваются разъяснения инициаторов законопроекта, которые предварительно рассматриваются собраниями депутатских групп.

В ходе второго рассмотрения Постоянным комитетом законопроекта, на пленарном заседании заслушивается отчет юридического комитета о внесенных в законопроект изменениях и его основных проблемах, который также рассматривается собраниями депутатских групп.

В ходе третьего рассмотрения Постоянным комитетом законопроекта, на пленарном заседании заслушивается доклад о результатах рассмотрения законопроекта юридическим комитетом, а собраниями депутатских групп проводится рассмотрение внесенных в законопроект изменений.

В ходе рассмотрения Постоянным комитетом законопроекта, при необходимости, можно созвать общее собрание депутатских групп либо пленарное заседание и провести обсуждение важнейших положений законопроекта.

Статья 28. При практическом единодушии во мнениях по всем аспектам внесенного в повестку Постоянного комитета законопроекта, допускается его постановка на голосование после двукратного рассмотрения Постоянным комитетом; при практическом единодушии во мнениях по всем аспектам частично измененного законопроекта, также допускается его постановка на голосование сразу после первого рассмотрения Постоянным комитетом.

Статья 29. В ходе рассмотрения законопроекта собраниями депутатских групп Постоянного комитета, его инициаторы должны командировать своих представителей для заслушивания мнений, ответов на вопросы.

В ходе рассмотрения законопроекта собраниями депутатских групп Постоянного комитета, по их требованию, заинтересованные органы и организации должны командировать своих представителей для дачи разъяснений.

Статья 30. Рассмотрение включенного в повестку заседания Постоянного комитета законопроекта осуществляется соответствующим специальным комитетом, который выносит мнение по итогам рассмотрения, и доводит его до заседания Постоянного комитета.

В ходе рассмотрения законопроекта соответствующим специальным комитетом, для участия в заседании могут быть приглашены члены других специальных комитетов, которые высказывают свое мнение.

Статья 31. По включенному в повестку заседания Постоянного комитета законопроекту, юридический комитет, с учетом представленных мнений по итогам рассмотрения законопроекта всеми членами Постоянного комитета, соответствующими специальными комитетами и каждой из сторон, проводит единое рассмотрение законопроекта, отчитывается по внесенным изменениям либо докладывает о результатах рассмотрения и проделанных изменениях, а также должен дать разъяснение различных точек зрения на важнейшие проблемы законопроекта в отчете либо в докладе о результатах рассмотрения. Законопроект, по которому отсутствует согласованность мнений по его важнейшим проблемам в соответствующем специальном комитете, должен быть обратно возвращен соответствующему специальному комитету.

В ходе рассмотрения законопроекта юридическим комитетом, для участия в заседании могут быть приглашены члены соответствующих специальных комитетов, которые высказывают свое мнение.

Статья 32. В ходе рассмотрения законопроекта специальными комитетами, должно быть созвано пленарное заседание и, при необходимости, от соответствующих органов, организаций может быть потребовано командирование своих представителей для дачи разъяснений.

Статья 33. В случае расхождения мнений по важнейшим проблемам законопроекта в специальных комитетах, необходимо доложить об этом в Совет Председателя Постоянного комитета.

Статья 34. По включенному в повестку заседания Постоянного комитета законопроекту, юридическим комитетом, соответствующими специальными комитетами и рабочими органами Постоянного комитета должны быть выслушаны мнения всех сторон. Для этого можно проводить круглые столы, диспуты, конференции и другие формы обсуждения.

Рабочие органы Постоянного комитета должны передавать законопроект соответствующим органам, организациям и специалистам для получения их мнения о нем, а после их анализа, направлять мнения в юридический комитет и в соответствующие специальные комитеты, а при необходимости, доводить их до сведения Постоянного комитета.

Статья 35. Включенные в повестку заседания Постоянного комитета важные законопроекты, по решению Совета Председателя Постоянного комитета, могут быть обнародованы для заслушивания мнений. Все представленные органами, организациями и гражданами мнения передаются в рабочие органы Постоянного комитета.

Статья 36. По включенным в повестку заседания Постоянного комитета законопроектам, рабочие органы Постоянного комитета должны заниматься сбором и анализом мнений депутатских групп, мнений сторон, а также других соответствующих материалов, передавать их в юридический комитет и в соответствующие специальные комитеты, и, при необходимости, доводить их до сведения Постоянного комитета.

Статья 37. В случае, если инициаторы законопроекта, до постановки включенного в повестку заседания Постоянного комитета законопроекта на голосование, требуют его отзыва, то они должны объяснить причины своего требования, и с согласия Совета Председателя Постоянного комитета, а также при докладе Постоянному комитету, рассмотрение данного законопроекта немедленно прекращается.

Статья 38. В случае, если после третьего рассмотрения Постоянным комитетом законопроекта все еще существует необходимость в дальнейшем изучении его важнейших положений, то по представлению Совета Председателя Постоянного комитета и с согласия всех депутатских групп или пленарного заседания, законопроект может временно не ставиться на голосование, а передается на дальнейшее рассмотрение в юридический комитет и в соответствующие специальные комитеты.

Статья 39. В случае, если по внесенному на рассмотрение Постоянного комитета законопроекту прошло два года с момента, когда его рассмотрение было отложено по причине существующих у каждой из сторон значительных расхождений во мнениях относительно необходимости в его принятии, выполнимости и по другим ключевым проблемам данного законопроекта, либо если законопроект не был включен в повестку заседания Постоянного комитета по причине того, что прошло два года с момента временной его не постановки на голосование, то по докладу Совета Председателя Постоянного комитета Постоянному комитету, рассмотрение данного законопроекта прекращается.

Статья 40. Изменения законопроекта проходят рассмотрение на заседании Постоянного комитета и осуществляются юридическим комитетом в соответствии с мнениями, высказанными по итогам рассмотрения членами Постоянного комитета, представляются бюллетени для голосования по законопроекту, который представляется Советом Председателя Постоянного комитета с ходатайством о проведении голосования на пленарном заседании Постоянного комитета и законопроект принимается большинством голосов от всех членов Постоянного комитета.

Статья 41. Принятые Постоянным комитетом законы подписываются Председателем государства и по его указу обнародуются.

Раздел 4. Толкование законов

Статья 42. Право на толкование законов принадлежит Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей.

При наличии одного из следующих обстоятельств, закон подлежит толкованию Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей:
1) требуется более четкое и конкретное уяснение смысла положений закона;
2) после принятия закона возникли новые обстоятельства, требующие четкого применения закона в соответствии с ними.

Статья 43. Государственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура и специальные комитеты Всекитайского собрания народных представителей, а также постоянные комитеты собраний народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения могут обращаться с требованием о толковании законов в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

Статья 44. Изученный и выработанный рабочими органами Постоянного комитета проект толкования закона решением Советом Председателя Постоянного комитета включается в повестку заседания Постоянного комитета.

Статья 45. Проект толкования закона рассматривается на заседании Постоянного комитета, его дальнейшее рассмотрение и изменение осуществляется юридическим комитетом с учетом мнений, высказанных по итогам рассмотрения членами Постоянного комитета и представляется бюллетень для голосования по проекту толкования закона.

Статья 46. Проект толкования закона принимается большинством голосов от всех членов Постоянного комитета и обнародуется по опубликованному сообщению Постоянного комитета.

Статья 47. Толкование Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей закона имеет ту же силу, что и сам закон.

Раздел 5. Другие положения

Статья 48. В ходе внесения на рассмотрение законопроекта, в то же самое время необходимо представлять его текст и разъяснения к нему, а также другие необходимые материалы. Разъяснения к проекту закона должны указывать на необходимость в принятии данного закона и на его основное содержание.

Статья 49. Инициаторы законопроекта вправе отозвать внесенный на рассмотрение Всекитайскому собранию народных представителей и его Постоянному комитету законопроект до его включения в повестку заседания.

Статья 50. Если в отношении переданного на голосование во Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет и не получившего прохождение законопроекта, его инициаторы считают, что существует необходимость в принятии данного закона, то они могут в соответствии с установленной законом процедурой повторно внести его на рассмотрение, а Президиум, Совет Председателя Постоянного комитета принимают решение о его включении в повестку заседания; по не получившему прохождение во Всекитайском собрании народных представителей законопроекту должно быть затребовано определение по итогам рассмотрения во Всекитайском собрании народных представителей.

Статья 51. В законе должна быть четко указана дата его вступления в силу.

Статья 52. В указе Председателя государства о подписании и обнародовании закона должно содержаться указание на орган, его принявший, дату принятия и вступления в силу данного закона.

После подписания и обнародования закона, он своевременно публикуется в Вестнике Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и в общегосударственной печати.

Опубликованный в Вестнике Постоянного комитета текст закона является официальным.

Статья 53. Порядок внесения изменений в закон и его отмены устанавливается соответствующими положениями настоящей главы.

Если некоторые статьи закона подверглись изменению или отмене, то необходимо обнародовать новый текст закона.

Статья 54. В соответствии с содержанием, закон может состоять из разделов, глав, параграфов, статей, частей, пунктов, подпунктов.

При нумерации разделов, глав, параграфов, статей, для их исчисления используются китайские цифры, при исчислении частей цифры не используются, при нумерации пунктов, для их исчисления используются китайские цифры, включая и номера, при нумерации подпунктов используются арабские цифры.

В названии закона в скобках должен быть указан орган его принявший и дата принятия.

Статья 55. Рабочие органы Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей могут проводить исследования и давать ответы на соответствующие юридические запросы по конкретным вопросам, а также просить Постоянный комитет приобщать их к материалам по данному закону.