Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 9. Спасание на море

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Статья 171. Положения настоящей Главы применяются при спасании терпящих бедствие судов и другого имущества на море либо в судоходных водах, соединяющихся с морем.

Статья 172. Значение нижеследующих терминов, употребляемых в настоящей Главе:

(1) «судно» – это все суда, названные в статье 3 настоящего Закона, и вступившие с ними в отношения спасания любые другие суда, малые суда, не используемые как военные или как суда правительственной службы.
(2) «Имущество» – это любое имущество, не прикреплённое постоянно и преднамеренно к побережью, включая фрахт на риске.
(3) «Плата за спасание» – это любая выплата, вознаграждение или компенсация за спасание, которые спасаемый обязан предоставить спасающему в соответствии с положениями настоящей Главы.

Статья 173. Положения настоящей Главы не применяются в отношении стационарных, плавучих платформ либо морских подвижных буровых установок, если такие платформы либо установки осуществляют в местах их расположения на море разведку, разработку или добычу минеральных ресурсов морского дна.


Статья 174. Капитан судна, если нет серьёзной угрозы безопасности его судна и безопасности людей, находящихся на борту его судна, должен принять все возможные меры для спасания людей на море.

Статья 175. Договор о спасании является заключённым тогда, когда достигнуто соглашение о спасании между спасающим и спасаемым.

Капитан терпящего бедствие судна имеет право заключать договор о спасании от лица собственника этого судна. Капитан терпящего бедствие судна либо собственник этого судна имеют право заключать договор о спасании от лица собственника имущества, находящегося на борту этого судна.

Статья 176. Если одной из сторон подан иск, либо, если обе стороны договорились разбираться в арбитраже, то суд, разбирающий спор, может вынести приговор, а арбитражный орган может принять решение об изменении договора о спасании в одном из следующих случаев:

(1) когда договор был заключён под чрезмерным воздействием либо под влиянием опасности и условия этого договора очевидно несправедливые;
(2) когда плата за спасание, предусмотренная договором, явно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам по спасанию.

Статья 177. В ходе спасательной операции у спасающего в отношении спасаемого возникают следующие обязанности:

(1) осуществлять спасание с должной осмотрительностью;
(2) с должной осмотрительностью предотвращать либо уменьшать ущерб от загрязнения окружающей среды;
(3) обращаться за помощью к другим спасающим, когда имеется резонная необходимость для этого;
(4) соглашаться на разумное требование спасаемого об участии в спасании других спасающих. Однако, если такое требование неразумно, то оно не влияет на размер вознаграждения первому спасающему.

Статья 178. В ходе спасательной операции у спасаемого в отношении спасающего возникают следующие обязанности:

(1) всесторонне сотрудничать со спасающим;
(2) с должной осмотрительностью предотвращать либо уменьшать ущерб от загрязнения окружающей среды;
(3) своевременно соглашаться на разумное требование спасающего принять спасённое судно либо спасённое другое имущество после того, как такое судно либо такое другое имущество будет доставлено в безопасное место.

Статья 179. Если спасание терпящего бедствие судна и другого имущества проведено спасающим результативно, спасающий имеет право на получение вознаграждения за спасание. Если спасание проведено нерезультативно, то спасающий не имеет права на получение вознаграждения за спасание, за исключением случаев, предусмотренных положениями статьи 182 настоящего Закона либо положениями других законов либо условиями договора о спасании.

Статья 180. Вознаграждение за спасание должно устанавливаться для поощрения спасательных операций с комплексным учётом следующих факторов:

(1) спасённая стоимость судна и другого имущества;
(2) мастерство и усилия спасающего в предотвращении либо уменьшении ущерба от загрязнения окружающей среды;
(3) степень успеха, достигнутого спасающим;
(4) характер и степень опасности;
(5) мастерство и усилия спасающего в спасании судна, другого имущества и людей;
(6) затраченное спасающим время и понесённые им расходы и убытки;
(7) риск ответственности и иные риски, которым подвергался спасающий или его оборудование;
(8) своевременность оказания спасающим услуг по спасанию;
(9) наличие и использование судов и другого оборудования, предназначенных для спасательных операций;
(10) состояние готовности, эффективность спасательного оборудования и стоимость такого оборудования.

Вознаграждение за спасание не должно превышать спасённую стоимость судна и другого имущества.

Статья 181. Спасённая стоимость судна и другого имущества – это оценочная стоимость спасённого судна и другого имущества либо стоимость спасённого судна и другого имущества, равная доходу от их фактической продажи за вычетом соответствующих налогов, таможенных пошлин, карантинных сборов, инспекционных сборов, а также расходов, связанных с выгрузкой, хранением, оценкой, продажей.

Стоимость, определяемая положениями предыдущего параграфа, не включает стоимость спасённых личных вещей членов экипажа и спасённого каютного багажа пассажиров.

Статья 182. Если при спасании судна, которое само либо груз на его борту создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, вознаграждение за спасание, полученное спасающим в соответствии с положениями статьи 180 настоящего Закона, оказалось меньше, чем специальная компенсация, которую он мог бы получить в соответствии с положениями данной статьи, то в таком случае спасающий имеет право получить от собственника судна специальную компенсацию, равную расходам на спасание.

Если в ходе спасательной операции, указанной в предыдущем параграфе, спасающий эффективно предотвратил либо уменьшил ущерб от загрязнения окружающей среды, собственник судна может в особом порядке увеличить специальную компенсацию, которую он обязан в соответствии с положениями предыдущего параграфа выплатить спасающему, на сумму до 30% от расходов на спасание. Если суд, разбирающий спор, либо арбитражный орган посчитает целесообразным, то с учётом положения параграфа 1 статьи 180 настоящего Закона судом может быть вынесен приговор либо арбитражным органом может быть принято решение об увеличении специальной компенсации на ещё большую сумму, не превышающую в любом случае 100% расходов на спасание.

Указанные в настоящей статье расходы на спасание – это разумные расходы, непосредственно понесённые спасающим в ходе спасательной операции, а также разумные расходы, понесённые за фактическое использование спасательного оборудования, на выплаты персоналу спасателей. При определении размера расходов на спасание необходимо учитывать положения пунктов (8), (9), (10) параграфа 1 статьи 180 настоящего Закона. В любом случае общая специальная компенсация, предусмотренная положениями настоящей статьи, выплачивается только тогда, когда она превышает вознаграждение за спасание, которое спасающий может получить в соответствии с положениями статьи 180 настоящего Закона, и её размер соответствует сумме, на которую специальная компенсация превышает вознаграждение за спасание.

Если по вине спасающего не удалось предотвратить либо уменьшить ущерб от загрязнения окружающей среды, спасающий может быть полностью или частично лишён права на получение специальной компенсации.

Положения настоящей статьи не влияют на право регресса собственника судна к другим спасаемым.

Статья 183. Вознаграждение за спасание должно выплачиваться собственниками спасённого судна и другого имущества в размере, соответствующем доле спасённой стоимости судна и долям спасённой стоимости всех видов другого имущества в общем объёме спасённой стоимости.

Статья 184. Размер вознаграждения за спасание всем спасающим, участвовавшим в одной спасательной операции, должен определяться соглашением сторон в соответствии с критериями, указанными в статье 180 настоящего Закона. Если такое соглашение не достигнуто, разрешается обращаться в суд для вынесения приговора по спорному вопросу либо по договорённости сторон – в арбитражный орган для принятия решения.

Статья 185. Спасающие, спасавшие людей в ходе спасательной операции, не могут требовать вознаграждение от спасённых людей, однако имеют право на получение разумной доли из средств, полагающихся спасающему за спасание судна либо другого имущества, а также за предотвращение либо уменьшение ущерба от загрязнения окружающей среды.

Статья 186. Отсутствует право на получение платы за спасание при следующих спасательных действиях:

(1) если спасание осуществлялось в рамках обязательств по нормальному выполнению договора буксировки либо договора по оказанию иных услуг, за исключением случаев предоставления специальных услуг, не предусмотренных вышеуказанными обязательствами;
(2) если спасание осуществлялось несмотря на ясный и разумный отказ капитана, собственника терпящего бедствие судна либо собственников другого имущества.

Статья 187. Если спасательная операция стала необходимой либо более сложной по вине спасающего, либо, если спасающий пошёл на обман или совершил другие нечестные действия, то в таком случае спасающий должен быть лишён платы за спасание либо плата за спасание должна быть ему сокращена.

Статья 188. По окончании спасательной операции спасаемый в соответствии с требованием спасающего обязан предоставить надлежащее обеспечение по плате за спасание. Независимо от действия положений предыдущего параграфа собственник спасённого судна до возврата спасённого груза обязан сделать всё возможное, чтобы собственник спасённого груза предоставил надлежащее обеспечение по причитающейся с него плате за спасание. До тех пор, пока в соответствии с требованием спасающего не будет предоставлено надлежащее обеспечение относительно спасённого судна и другого имущества, не разрешается без согласия спасающего перемещать спасённое судно и другое имущество из порта или места, куда спасённое судно и другое имущество были первоначально доставлены после завершения спасательной операции.

Статья 189. Руководствуясь конкретной ситуацией и критерием справедливости, суд, рассматривающий требование по плате за спасание, может вынести определение, а арбитражный орган может принять решение о том, чтобы спасаемый в предварительном порядке выплатил спасающему надлежащую денежную сумму.

После того, как спасаемый в соответствии с положениями предыдущего параграфа в предварительном порядке выплатит денежную сумму, сумма обеспечения, которое спасаемый предоставляет в соответствии с положениями статьи 188 настоящего Закона, должна быть соответствующим образом сокращена.

Статья 190. Если через 90 дней после спасания спасаемый не осуществит плату за спасание и не предоставит надлежащего обеспечения относительно спасённого судна и другого имущества, спасающий может обратиться в суд для вынесения определения о принудительной продаже с аукциона спасённого судна и другого имущества. Разрешается обращаться в суд по поводу досрочной принудительной продажи с аукциона спасённого судна и другого имущества, которые невозможно хранить, сложно хранить, либо расходы на хранение которых могут превысить их стоимость.

Денежные средства, вырученные на аукционе, после вычета всех затрат за хранение и за проведение аукциона используются в соответствии с положениями настоящего Закона как плата за спасание. Остаток этих денежных средств возвращается спасаемому. Если остаток этих денежных средств вернуть невозможно, а также, если через год со дня проведения аукциона никто не истребует остаток этих денежных средств, то он сдаётся в госказну. Если денежных средств оказывается недостаточно, спасающий имеет право регресса к спасаемому.

Статья 191. Если спасание осуществляется между судами, принадлежащими одному и тому же собственнику, право спасающего на получение платы за спасание регламентируется положениями настоящей Главы.

Статья 192. При проведении спасательных операций, осуществляемых либо контролируемых соответствующими компетентными государственными органами, спасающие пользуются правами и компенсациями, предусмотренными положениями настоящей Главы для спасательных операций.