Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 7. Договор морской буксировки

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Статья 155. Договор морской буксировки – это договор, согласно которому буксирующий использует буксирное судно для буксировки буксируемого объекта морским путём из одного пункта в другой, а буксируемый выплачивает вознаграждение за буксировку.

Положения настоящей Главы не применяются при предоставлении судам услуг буксировочного судна в акватории порта.

Статья 156. Договор морской буксировки должен быть заключён в письменной форме. В договоре морской буксировки главным образом указываются наименование и местонахождение буксирующего и буксируемого, название и основные характеристики буксирного судна и буксируемого объекта, тяговая сила буксирного судна, пункт начала буксировки и пункт назначения, дата начала буксировки, размер вознаграждения за буксировку и форма его выплаты, а также другие соответствующие сведения.

Статья 157. Буксирующий обязан до начала и в начале буксировки тщательным образом привести буксирное судно в мореходное, буксировочное состояние, надлежащим образом укомплектовать его экипаж, разместить на нём буксировочные приспособления, обеспечить его снабжение и оснастить его другими устройствами и оборудованием, необходимыми для данного рейса. Буксируемый обязан до начала и в начале буксировки провести подготовку буксируемого объекта к буксировке, тщательным образом привести буксируемый объект в буксировочное состояние, а также предоставить буксирующему исчерпывающие сведения о буксируемом объекте, представить выданное соответствующими проверяющими органами свидетельство о готовности буксируемого объекта к буксировке и другие необходимые документы.

Статья 158. Если до начала буксировки договор морской буксировки не может быть выполнен вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по иным независящим от сторон договора причинам, стороны могут расторгнуть договор и при этом не нести друг перед другом ответственности по выплате компенсаций. Если договором не предусмотрено иное, буксирующий в такой ситуации обязан вернуть буксируемому уже выплаченное буксируемым вознаграждение за буксировку.


Статья 159. Если после начала буксировки дальнейшее выполнение договора морской буксировки не может быть продолжено вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по иным независящим от сторон договора причинам, стороны могут расторгнуть договор и при этом не нести друг перед другом ответственности по выплате компенсаций.

Статья 160. Если буксируемый объект не может быть отбуксирован в пункт назначения вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по иным независящим от сторон договора морской буксировки причинам, и, если этим договором не предусмотрено иное, то выполнением договора считается передача буксируемого объекта буксирующим буксируемому либо агенту буксируемого в пункте, расположенном неподалёку от пункта назначения, либо в выбранном капитаном буксирного судна безопасном порту или на выбранной капитаном буксирного судна якорной стоянке.

Статья 161. Если буксируемый не выплатил согласно договору вознаграждение за буксировку и не оплатил другие обоснованные издержки, буксирующий имеет право удерживать буксируемый объект.

Статья 162. Если в процессе буксировки буксирующему либо буксируемому был причинён ущерб по вине одной из сторон, то сторона, виновная в причинении ущерба, обязана нести ответственность по выплате компенсации. Если ущерб был причинён по вине обеих сторон, то каждая из сторон несёт ответственность по выплате компенсации пропорционально степени своей вины.

Если наряду с действием положений предыдущего параграфа буксирующий докажет, что ущерб, причинённый буксируемому, стал следствием одной из нижеперечисленных причин, то в таком случае буксирующий не несёт ответственности по выплате компенсации:

(1) вина капитана буксирного судна, членов экипажа, лоцмана либо других работников, агентов буксирующего в процессе судовождения буксирного судна либо управления буксирным судном;
(2) вина буксирного судна в ходе спасания либо попытки спасания людей или имущества.

Положения настоящей статьи применяются только в том случае, если они не определены либо не дифференцированы в договоре морской буксировки.

Статья 163. Если в процессе морской буксировки была причинена смерть третьему лицу, был причинён вред здоровью третьего лица либо был причинён ущерб имуществу третьего лица по вине буксирующего либо буксируемого, буксирующий и буксируемый несут солидарную ответственность по выплате компенсации третьему лицу. Если в договоре не определено иное, сторона, которая произвела выплату по солидарной ответственности большую, чем та, которую она должна была произвести, имеет право регресса к другой стороне.

Статья 164. Если собственник буксирного судна буксирует находящуюся в его собственности или управляемую им баржу, на которой морским путём из одного порта в другой порт перевозится груз, то это считается морской перевозкой груза.