Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 5. Договор морской перевозки пассажира

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Статья 107. Договор морской перевозки пассажира – это договор, в соответствии с которым перевозчик, используя судно, пригодное для перевозки пассажиров, морским путём перевозит пассажиров и их багаж из одного порта в другой, а пассажир оплачивает эту перевозку.

Статья 108. Значение нижеследующих терминов, употребляемых в настоящей Главе:

(1) «перевозчик» – это лицо, которое само заключает с пассажиром договор морской перевозки пассажира, либо от чьего имени и по поручению такой договор заключается другим лицом.
(2) «Фактический перевозчик» – это лицо, которое по поручению перевозчика осуществляет перевозку либо частичную перевозку пассажира, в том числе другое лицо, которому такая перевозка перепоручена.
(3) «Пассажир» – это лицо, перевозимое в соответствии с договором морской перевозки пассажира. С согласия перевозчика лицо, сопровождающее на судне груз по договору морской перевозки груза, считается пассажиром.
(4) «Багаж» – это любые вещи и автомашины, которые перевозятся перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением животных.
(5) «Каютный багаж» – это багаж, который пассажир сам переносит, сам сохраняет или складывает в своей каюте.

Статья 109. Положения настоящей Главы относительно ответственности перевозчика применяются к фактическому перевозчику. Положения настоящей Главы относительно ответственности работников, агентов перевозчика применяются к работникам, агентам фактического перевозчика.


Статья 110.
Пассажирский билет пассажира является документальным подтверждением заключения договора морской перевозки пассажира.

Статья 111. Время перевозки при осуществлении морской перевозки пассажира – это период времени с момента посадки пассажира на судно до момента высадки пассажира на берег. Если в стоимость пассажирского билета включена доставка на судно и обратно, то время перевозки включает также период доставки пассажира перевозчиком водным путём с берега на судно и с судна на берег. При этом период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, на причале либо в ином портовом сооружении, не включается во время перевозки. Время перевозки каютного багажа пассажира определяется положениями предыдущего параграфа. Время перевозки другого багажа, не являющегося каютным багажом пассажира, определяется с момента передачи такого багажа пассажиром перевозчику либо работнику, агенту перевозчика до момента выдачи обратно такого багажа пассажиру перевозчиком либо работником, агентом перевозчика.

Статья 112. В случае безбилетного проезда на судне, проезда на судне в каюте более высокого класса, чем тот, который был оплачен, либо проезда на судне на большее расстояние, чем то, которое было оплачено, пассажир обязан в соответствии с действующими положениями доплатить стоимость проезда, а перевозчик может в соответствии с действующими положениями получить дополнительную плату. Если пассажир отказывается от оплаты, капитан судна имеет право приказать такому пассажиру сойти с судна в подходящем для этого месте, а перевозчик имеет право требовать от такого пассажира возврата денежных средств.

Статья 113. Пассажир не может иметь при себе или провозить контрабандой в багаже запрещённые предметы либо легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, отравляющие, едкие, радиоактивные и другие опасные предметы, несущие потенциальную угрозу безопасности людей и имущества на борту судна.

Перевозчик может в любое время, в любом месте выгрузить, уничтожить либо обезвредить или передать в соответствующие органы запрещённые, опасные предметы, которые пассажир в нарушение положений предыдущего параграфа имеет при себе либо провозит контрабандой в багаже, и при этом не нести ответственности по выплате компенсаций. Если в результате нарушения пассажиром положений параграфа 1 настоящей статьи был причинён ущерб, пассажир обязан нести ответственность по выплате компенсации.

Статья 114. Если в определённое статьёй 111 настоящего Закона время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика либо работников, агентов перевозчика в пределах их обязанностей либо в рамках данных им поручений произошёл несчастный случай, приведший к смерти, причинению вреда здоровью пассажира либо к утрате, повреждению багажа, перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсаций.

Лицо, обвиняющее перевозчика либо работников, агентов перевозчика, обязано нести ответственность по предоставлению доказательств их вины за исключением случаев, предусмотренных положениями параграфа 3 и параграфа 4 настоящей статьи.

В случае, когда смерть, причинение вреда здоровью пассажира или утрата, повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва, пожара на судне либо в результате недостатков судна, перевозчик либо работники, агенты перевозчика должны считаться виновными, если не докажут обратного.

При утрате либо повреждении другого багажа, не являющегося каютным багажом пассажира, в результате какого бы ни было несчастного случая, перевозчик либо работники, агенты перевозчика должны считаться виновными, если не докажут обратного.

Статья 115. Если перевозчик докажет, что смерть, причинение вреда здоровью пассажира либо утрата, повреждение багажа произошли по вине самого пассажира либо по обоюдной вине пассажира и перевозчика, перевозчик может быть освобождён от ответственности по выплате компенсаций либо его ответственность по выплате компенсаций может быть соответствующим образом снижена. Если перевозчик докажет, что смерть, причинение вреда здоровью пассажира либо утрата, повреждение багажа явились результатом умысла самого пассажира, либо, что смерть, причинение вреда здоровью пассажира явились результатом состояния здоровья самого пассажира, перевозчик не несёт ответственности по выплате компенсаций.

Статья 116. Перевозчик не несёт ответственность по выплате компенсаций за утрату, повреждение денег, золота и серебра, драгоценностей, ценных бумаг либо других ценностей пассажира. Если пассажир договорился с перевозчиком о сдаче перевозчику на хранение предметов, указанных в предыдущем параграфе, перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсаций в соответствии с положениями статьи 117 настоящего Закона. Если предельный размер компенсации, оговоренный двумя сторонами в письменном виде, превышает предельный размер компенсации, предусмотренный положениями статьи 117 настоящего Закона, перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсации в том объёме, который был предусмотрен соглашением сторон.

Статья 117. За исключением положений параграфа 4 настоящей статьи пределы ответственности перевозчика по выплате компенсаций за каждую морскую перевозку пассажира устанавливаются в соответствии со следующими положениями:

(1) за смерть, причинение вреда здоровью – не более 46666 расчётных единиц на каждого пассажира;
(2) за утрату либо повреждение каютного багажа – не более 833 расчётных единиц на каждого пассажира;
(3) за утрату либо повреждение автомашины пассажира в том числе перевозимого в этой автомашине багажа – не более 3333 расчётных единиц за каждую автомашину;
(4) за утрату либо повреждение другого багажа пассажира, помимо указанного в пунктах (2), (3) настоящего параграфа, – не более 1200 расчётных единиц на каждого пассажира.

Перевозчик и пассажир могут в договорном порядке определить размер ущерба автомашине пассажира и другому багажу пассажира, помимо автомашины, по которому не выплачивается компенсация. Однако размер ущерба, по которому не выплачивается компенсация, не должен превышать 117 расчётных единиц за каждую автомашину и не должен превышать 13 расчётных единиц на каждого пассажира за другой багаж пассажира, помимо автомашины. При расчёте компенсации за ущерб, причинённый каждой автомашине либо другому багажу каждого пассажира, помимо автомашины, необходимо вычитать определённую в договорном порядке сумму, не выплачиваемую перевозчиком в порядке компенсации. Перевозчик и пассажир могут в письменном виде оговорить пределы ответственности по выплате компенсаций, превышающие предел ответственности по выплате компенсаций, предусмотренные положениями параграфа 1 настоящей статьи. Пределы ответственности перевозчика по выплате компенсаций при морской перевозке пассажира между портами Китайской Народной Республики утверждаются компетентными транспортными органами Государственного совета и применяются после доклада Государственному совету и одобрения Государственным советом.

Статья 118. Если доказано, что смерть, причинение вреда здоровью пассажира либо утрата, повреждение багажа пассажира есть следствие халатности или бездействия перевозчика, который допустил халатность или бездействие умышленно либо, заведомо зная, что это может причинить ущерб, то в таком случае к перевозчику неприменимы положения статьи 116 и статьи 117 настоящего Закона, касающиеся ограничения его ответственности по выплате компенсаций. Если доказано, что смерть, причинение вреда здоровью пассажира либо утрата, повреждение багажа пассажира есть следствие халатности или бездействия работников, агентов перевозчика, то в таком случае к работникам, агентам перевозчика неприменимы положения статьи 116 и статьи 117 настоящего Закона, касающиеся ограничения их ответственности по выплате компенсаций.

Статья 119. Если багаж имеет явное повреждение, пассажир должен представить письменное уведомление перевозчику либо работнику, агенту перевозчика следующим образом:

(1) в отношении каютного багажа письменное уведомление представляется до высадки пассажира на берег либо в момент высадки пассажира на берег;
(2) в отношении другого багажа, не являющегося каютным багажом, письменное уведомление представляется до возврата багажа либо при возврате багажа.

Если багаж имеет неявное повреждение, которое пассажиру трудно заметить в момент высадки на берег либо в момент возврата багажа, а также, если багаж утрачен, пассажир должен представить письменное уведомление перевозчику либо работнику, агенту перевозчика в течение 15 дней со дня высадки на берег или со дня возврата багажа либо со дня, когда багаж должен был быть возвращён.

В том случае, когда пассажир вовремя не представил письменное уведомление в соответствии с положениями параграфа 1 и 2 настоящей статьи, считается, что он получил багаж в целости и сохранности, если не доказано обратное.

Если в момент возврата багажа он был осмотрен либо проверен совместно пассажиром и перевозчиком, то пассажиру представлять письменное уведомление не нужно.

Статья 120. В случае предъявления требований по выплате компенсаций к работникам, агентам перевозчика, последние имеют право апеллировать к положениям статей 115, 116 и 117 настоящего Закона, дающих возможность опровергать вышеназванные требования и ограничивать ответственность по выплате компенсаций, если докажут, что совершали действия в пределах своих обязанностей либо в рамках данных им поручений.

Статья 121. Если перевозчик поручает фактическому перевозчику перевозку пассажира либо часть перевозки пассажира, то перевозчик всё равно обязан нести ответственность за перевозку пассажира по всему маршруту в соответствии с положениями настоящей Главы. Если перевозка осуществляется фактическим перевозчиком, перевозчик обязан нести ответственность за действия фактического перевозчика либо за действия работников, агентов фактического перевозчика в пределах их обязанностей или в рамках данных им поручений.

Статья 122. Если фактический перевозчик в письменной форме чётко выражает своё согласие с любым особым соглашением, по которому перевозчик берёт на себя обязательства, не предусмотренные настоящей Главой, либо отказывается от полномочий, предусмотренных настоящей Главой, то такое соглашение становится обязательным для фактического перевозчика. Указанное особое соглашение остаётся обязательным для перевозчика, независимо от того, согласен с ним фактический перевозчик или нет.

Статья 123. Если перевозчик и фактический перевозчик имеют обязательства по выплате компенсаций, то их ответственность в пределах этих обязательств должна быть солидарной.

Статья 124. Если к перевозчику, фактическому перевозчику и к их работникам, агентам предъявлены раздельные требования по выплате компенсаций в случае смерти, причинения вреда здоровью пассажира либо утраты, повреждения багажа, то сумма всех этих компенсаций не должна превышать пределы, предусмотренные статьёй 117 настоящего Закона.

Статья 125. Положения, изложенные со статьи 121 до статьи 124 настоящего Закона, не препятствуют регрессу перевозчика и фактического перевозчика друг к другу.

Статья 126. Недействительно любое из нижеперечисленных положений договора морской перевозки пассажира:

(1) освобождающее перевозчика от законной ответственности в отношении пассажира;
(2) понижающее пределы ответственности перевозчика, предусмотренные настоящей Главой;
(3) противоречащее положениям настоящей Главы, предусматривающим ответственность за предоставление доказательств;
(4) ограничивающее право пассажира на предъявление требований по выплате компенсаций.

Недействительные положения договора морской перевозки пассажира, указанные в предыдущем параграфе, не влияют на другие положения такого договора, являющиеся действительными.