Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 4. Договор морской перевозки груза

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Подраздел 1. Общие положения

Статья 41. Договор морской перевозки груза – это договор, в соответствии с которым перевозчик получает плату за перевозку – фрахт и обязуется доставить груз, доверенный ему отправителем, из одного порта в другой порт морским путём.

Статья 42. Значение нижеследующих терминов, употребляемых в настоящей Главе:

(1) «перевозчик» – это лицо, которое само заключает с отправителем договор морской перевозки груза, либо от чьего имени и по поручению такой договор заключается другим лицом.
(2) «Фактический перевозчик» – это лицо, которое по поручению перевозчика осуществляет перевозку либо частичную перевозку груза, в том числе другое лицо, которому такая перевозка перепоручена.
(3) «Отправитель» — это:
1. лицо, которое само заключает с перевозчиком договор морской перевозки груза, либо от чьего имени и по поручению такой договор заключается другим лицом, либо в чьих интересах и по поручению такой договор заключается другим лицом;
2. лицо, которое само передаёт груз перевозчику, имеющему отношение к договору морской перевозки груза, либо от чьего имени и по поручению груз передаётся такому перевозчику другим лицом, либо в чьих интересах и по поручению груз передаётся такому перевозчику другим лицом.
(4) «Получатель» – это лицо, которое имеет право получить груз.
(5) «Груз», в том числе живой груз, а также предоставляемые отправителем контейнеры, поддоны или им подобные транспортировочные приспособления, предназначенные для компактного размещения груза при перевозке.

Статья 43. Перевозчик либо отправитель может потребовать письменное подтверждение вступления в действие договора морской перевозки груза. В то же время договор аренды судна на рейс в обязательном порядке заключается в письменной форме. Телеграммы, телексы и факсы считаются письменными документами.


Статья 44. Недействительны те условия договора морской перевозки груза, а также те пункты коносамента или других перевозочных документов, являющихся документальным подтверждением такого договора, которые нарушают положения настоящей Главы. Подобные недействительные условия и пункты не влияют на прочие условия договора морской перевозки груза, а также на прочие являющиеся действительными пункты коносамента или других перевозочных документов. Недействительны условия, предполагающие передачу перевозчику прав относительно страхования груза, либо подобные им условия.

Статья 45. Положения статьи 44 настоящего Закона не ограничивают повышение ответственности и расширение обязанностей перевозчика, за исключением той ответственности и тех обязанностей перевозчика, которые определены в настоящей Главе.

Подраздел 2. Ответственность перевозчика

Статья 46. Срок ответственности перевозчика за груз, перевозимый в контейнерах, – это весь период времени, в течение которого груз находится в распоряжении перевозчика, с момента принятия груза в порту погрузки и до момента выдачи груза в порту выгрузки. Срок ответственности перевозчика за груз, перевозимый не в контейнерах, – это весь период времени, в течение которого груз находится в распоряжении перевозчика, с момента погрузки груза на судно и до момента выгрузки груза с судна. Если в настоящем Подразделе не определено иное, перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсаций за утрату либо повреждение груза в течение срока своей ответственности за этот груз.

Положения предыдущего параграфа не распространяются на любые соглашения, заключаемые перевозчиком по поводу своей ответственности за груз, перевозимый не в контейнерах, до его погрузки на судно и после его выгрузки с судна.

Статья 47. До выхода судна в рейс и в начале рейса перевозчик обязан тщательным образом привести судно в мореходное состояние, надлежащим образом укомплектовать его экипажем, снарядить судно и снабдить его всем необходимым, а также приспособить грузовые трюмы, холодильные камеры, камеры с воздушным охлаждением и другие места перевозки груза для безопасной приёмки, транспортировки и сохранности груза.

Статья 48. Перевозчик обязан должным образом, бережно обеспечивать погрузку, переноску, укладку, транспортировку, сохранность, уход, выгрузку в отношении всего перевозимого груза.

Статья 49. Перевозчик обязан доставить груз в порт выгрузки по оговоренному маршруту, либо по обычному маршруту, либо по географическому маршруту.

Отклонение судна от маршрута, произошедшее по причине спасания либо попытки спасания людей или имущества на море, либо по иным разумным причинам, не считается действием, нарушающим положения предыдущего параграфа.

Статья 50. Если груз не может быть доставлен в точно оговоренное время, в точно оговоренный порт выгрузки, это считается просрочкой доставки груза.

Перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсаций за утрачу или порчу груза, произошедшую в результате просрочки доставки груза по его вине, за исключением тех случаев, когда перевозчик не несёт такой ответственности в соответствии с положениями настоящей Главы.

Перевозчик обязан нести ответственность по выплате компенсаций и в случае убытков экономического характера, причинённых в результате просрочки доставки груза по его вине, даже если груз не был утрачен либо испорчен, за исключением тех случаев, когда перевозчик не несёт такой ответственности в соответствии с положениями настоящей Главы. Если перевозчик не может доставить груз в течение 60 дней после окончания времени, предусмотренного параграфом первым настоящей статьи, то лицо, имеющее право обращаться за компенсацией по причине утраты груза, может считать груз утраченным.

Статья 51. Перевозчик не несёт ответственности по выплате компенсаций за утрату или повреждение груза, произошедшие в течение срока ответственности перевозчика за этот груз, если такая утрата или такое повреждение произошли по одной из следующих причин:

(1) по вине капитана судна, членов судовой команды, лоцмана или других работников перевозчика в процессе судовождения или управления судном;
(2) пожара, кроме пожара, возникшего по вине самого перевозчика;
(3) стихийных бедствий, опасностей или случайностей на море или в других судоходных водах;
(4) войн или вооружённых конфликтов;
(5) действий правительств или соответствующих властей, карантина либо задержания, ареста по суду;
(6) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы;
(7) мер по спасанию либо попыток спасания людей либо имущества на море;
(8) действий отправителя, собственника груза либо их агентов;
(9) свойств груза или присущих ему недостатков;
(10) недостатков упаковки груза или недостаточности, неясности марок;
(11) скрытых недостатков судна, невыявленных в процессе подготовки судна к плаванию;
(12) иных причин, возникших не по вине перевозчика либо работников, агентов перевозчика.

Перевозчик обязан доказывать возникновение указанных в предыдущем параграфе обстоятельств, в соответствии с которыми он освобождается от ответственности по выплате компенсаций, за исключением обстоятельств, указанных в пункте (2).

Статья 52. Перевозчик не несёт ответственности по выплате компенсаций за утрату живого груза или за ущерб, причинённый живому грузу, если это стало следствием особого риска, связанного с перевозкой такого живого груза. При этом перевозчик обязан доказать, что выполнил особые требования отправителя относительно перевозки живого груза, и что фактически утрата живого груза или ущерб живому грузу есть следствие особого риска, связанного с данной перевозкой.

Статья 53. При погрузке груза на палубу судна перевозчик обязан заключить с отправителем соглашение на этот счёт либо осуществлять такую погрузку в соответствии с существующей практикой на водном транспорте либо осуществлять такую погрузку на основании требований соответствующих законов, административных законоположений.

Перевозчик, осуществляющий погрузку груза на палубу судна в соответствии с положениями предыдущего параграфа, не несёт ответственности по выплате компенсаций за утрату или повреждение груза, если это стало следствием особого риска, связанного с данной погрузкой. Перевозчик несёт ответственность по выплате компенсаций за утрату или повреждение груза, если это стало следствием нарушения перевозчиком положений параграфа первого настоящей статьи при погрузке груза на палубу судна.

Статья 54. Если утрата либо повреждение груза либо просрочка доставки груза есть результат совокупности причин, возникновение которых не предусматривает освобождение перевозчика либо работников, агентов перевозчика от ответственности по выплате компенсаций, и иных причин, то перевозчик несёт ответственность по выплате компенсаций только в объёме, не предусматривающем его освобождение от такой ответственности. Что касается иных причин, повлекших утрату, повреждение либо просрочку доставки груза, перевозчик обязан доказать их возникновение.

Статья 55. Размер компенсации за утрату груза исчисляется в зависимости от фактической стоимости груза; размер компенсации за повреждение груза исчисляется в зависимости от суммы, составляющей разницу между фактической стоимостью груза до и после его повреждения, либо в зависимости от суммы, необходимой для восстановления груза.

Фактическая стоимость груза исчисляется в зависимости от его стоимости в момент погрузки на судно, плюс страховые выплаты, плюс фрахт.

При выплате компенсации размер фактической стоимости груза в том виде, в каком она представлена в предыдущем параграфе, должен быть сокращён на сумму соответствующих расходов, которые не были выплачены в полном объёме либо не были выплачены вообще вследствие утраты или повреждения груза.

Статья 56. Предельный размер компенсации, выплачиваемой перевозчиком за утрату либо повреждение груза, рассчитывается по числу мест такого груза либо по количеству других единиц грузоперевозки в соотношении 666.67 расчётных единиц за место либо за другую единицу грузоперевозки или в соответствии с массой брутто такого груза в соотношении две расчётные единицы за килограмм в зависимости от того, какой из этих двух методов расчёта позволяет получить большую сумму. Данный принцип расчёта предельного размера компенсации, выплачиваемой перевозчиком за утрату либо повреждение груза, применяется за исключением тех случаев, когда характер груза и его стоимость были заявлены отправителем до перевозки этого груза и были отражены в коносаменте, либо, когда перевозчик и отправитель особо оговорили предельный размер компенсации, как превышающий тот предельный размер компенсации, который мог бы быть рассчитан в соответствии с положениями настоящей статьи. Если груз компактно расположен в контейнерах, на поддонах или им подобных транспортировочных приспособлениях и число мест либо количество других единиц грузоперевозки груза, находящегося в указанных транспортировочных приспособлениях, отражено в коносаменте, то считается, что это число мест груза либо количество других единиц грузоперевозки, о котором говорится в предыдущем параграфе. Если число мест либо количество других единиц грузоперевозки груза, находящегося в вышеуказанных транспортировочных приспособлениях, не отражено в коносаменте, местом груза либо единицей грузоперевозки считается каждое транспортировочное приспособление.

Транспортировочные приспособления, не являющиеся собственностью перевозчика либо предоставленные не перевозчиком, должны считаться местом груза либо единицей грузоперевозки каждое.

Статья 57. Предельный размер компенсации, выплачиваемой перевозчиком за убытки экономического характера, причинённые в результате просрочки доставки груза, эквивалентен размеру фрахта, подлежащего уплате за груз, доставка которого была просрочена. Если одновременно с просрочкой доставки груза произошла утрата или повреждение этого груза, ограничение ответственности перевозчика по выплате компенсации определяется в соответствии с положениями параграфа первого статьи 56 настоящего Закона.

Статья 58. В случае любого иска к перевозчику относительно утраты, повреждения либо просрочки доставки груза в связи с договором морской перевозки груза, независимо от того, является ли истец стороной договора, и независимо от того, оспариваются ли таким иском положения договора либо противоправные действия,– применяются положения настоящей Главы, предусматривающие защиту перевозчика и ограничение ответственности перевозчика по выплате компенсаций.

Если указанный в предыдущем параграфе иск выдвинут против работников либо агентов перевозчика, и последние доказали, что их действия не выходят за пределы их обязанностей или за рамки данных им поручений, то применяются положения предыдущего параграфа.

Статья 59. Если доказано, что утрата, повреждение либо просрочка доставки груза есть следствие халатности или бездействия перевозчика, который допустил халатность или бездействие умышленно либо, заранее зная, что это может причинить ущерб, то в таком случае к перевозчику неприменимы положения статьи 56 настоящего Закона либо положения статьи 57 настоящего Закона, касающиеся ограничения ответственности по выплате компенсаций. Если доказано, что утрата, повреждение либо просрочка доставки груза есть следствие халатности или бездействия работников, агентов перевозчика, которые допустили халатность или бездействие умышленно либо, заранее зная, что это может причинить ущерб, то в таком случае к работникам либо агентам перевозчика неприменимы положения статьи 56 настоящего Закона либо положения статьи 57 настоящего Закона, касающиеся ограничения ответственности по выплате компенсаций.

Статья 60. Если перевозчик поручил перевозку груза либо частичную перевозку фактическому перевозчику, то перевозчик всё равно обязан нести ответственность за всю перевозку в соответствии с положениями настоящей Главы. При осуществлении перевозки, за которую отвечает фактический перевозчик, перевозчик обязан нести ответственность за действия фактического перевозчика или за действия работников, агентов фактического перевозчика в пределах их обязанностей либо в рамках данных им поручений. Если наряду с действием положений предыдущего параграфа в договоре морской перевозки чётко оговорено, что включённая в договор определённая частичная перевозка осуществляется указанным фактическим перевозчиком, отличным от перевозчика, то в договоре может быть одновременно оговорено, что перевозчик не несёт ответственности по выплате компенсаций за утрату, повреждение либо просрочку доставки груза в период нахождения этого груза в распоряжении указанного фактического перевозчика.

Статья 61. Положения настоящей Главы об ответственности перевозчика применяются в отношении фактического перевозчика. В случае иска против работников, агентов фактического перевозчика применяются положения параграфа второго статьи 58 и параграфа второго статьи 59 настоящего Закона.

Статья 62. Если фактический перевозчик в письменной форме чётко выразил своё согласие с любым особым соглашением, по которому перевозчик берёт на себя обязательства, не предусмотренные настоящей Главой, либо отказывается от полномочий, предусмотренных настоящей Главой, то такое соглашение становится обязательным для фактического перевозчика. Указанное особое соглашение остаётся обязательным для перевозчика, независимо от того, согласен с ним фактический перевозчик или нет.

Статья 63. Если перевозчик и фактический перевозчик имеют обязательства по выплате компенсаций, то их ответственность в рамках таких обязательств должна быть солидарной.

Статья 64. Если к перевозчику, фактическому перевозчику и к их работникам, агентам предъявлены раздельные требования по выплате компенсаций за утрату либо повреждение груза, то сумма всех этих компенсаций не должна превышать пределы, предусмотренные статьёй 56 настоящего Закона.

Статья 65. Положения, изложенные со статьи 60 до статьи 64 настоящего Закона, не препятствуют регрессу перевозчика и фактического перевозчика друг к другу (чжуэйчан; recourse; регресс – требование компенсационной выплаты. – Примеч. переводчика).

Подраздел 3. Ответственность отправителя

Статья 66. Отправляя груз, отправитель обязан упаковать его надлежащим образом и гарантировать перевозчику правильность указания наименования, маркировки, точность числа упаковок или мест, веса или объёма предоставляемого груза при погрузке его на судно. Если из-за ненадлежащей упаковки груза или из-за неправильного, неточного указания вышеназванных данных перевозчику причинён ущерб, отправитель обязан нести ответственность по выплате ему компенсации.

Право перевозчика на получение компенсации, предусмотренное предыдущим параграфом, не ограничивает ответственность перевозчика в соответствии с договором перевозки груза перед лицами, отличными от отправителя.

Статья 67. Отправитель обязан своевременно выполнить в портовых, таможенных, карантинных, контрольных и других компетентных органах все необходимые формальности, связанные с перевозкой груза, и передать перевозчику документы, подтверждающие выполнение всех указанных формальностей. Если соответствующие документы, подтверждающие выполнение указанных формальностей, были переданы не вовремя, не полностью либо были недостоверны, в результате чего был причинён ущерб интересам перевозчика, отправитель обязан нести ответственность по выплате ему компенсации.

Статья 68. Отправляя опасный груз, отправитель обязан в соответствии с положениями о морской перевозке опасного груза упаковать его надлежащим образом, нанести соответствующую маркировку и снабдить соответствующими ярлыками, а также в письменном виде сообщить перевозчику официальное наименование, характер такого груза и необходимые меры предосторожности в обращении с ним. Если отправитель не сообщит об этом либо представит неверную информацию, перевозчик может в любое время, в любом месте, исходя из ситуации, сгрузить, уничтожить либо обезвредить опасный груз, не неся при этом ответственности по выплате компенсации. Если в результате перевозки такого рода груза был причинён ущерб перевозчику, отправитель обязан нести ответственность по выплате компенсации перевозчику. Если перевозчик, зная о характере опасного груза, дал согласие на его перевозку, он всё равно может сгружать, уничтожать либо обезвреживать его и не нести при этом ответственности по выплате компенсаций в том случае, когда данный груз создаёт реальную угрозу судну, экипажу и другим лицам, находящимся на судне, либо другому грузу. Однако положения настоящего параграфа не влияют на распределение общей аварии между отправителем и перевозчиком.

Статья 69. Отправитель обязан выплатить перевозчику фрахт по договорённости.

Отправитель может договориться с перевозчиком о том, что фрахт перевозчику будет выплачен получателем, однако такая договорённость должна быть отражена в перевозочных документах.

Статья 70. Отправитель не несёт ответственности по выплате компенсаций за убытки, понесённые перевозчиком, фактическим перевозчиком, либо за повреждение судна, за исключением случаев, когда такие убытки либо повреждение произошли по вине отправителя либо работников, агентов отправителя.

Работники, агенты отправителя не несут ответственности по выплате компенсаций за убытки, понесённые перевозчиком, фактическим перевозчиком, либо за повреждение судна, за исключением случаев, когда такие убытки либо повреждение произошли по вине работников, агентов отправителя.

Подраздел 4. Перевозочные документы

Статья 71. Коносамент – это документ, подтверждающий договор морской перевозки груза и подтверждающий то, что груз принят перевозчиком либо погружен им на судно, а также документ, гарантирующий доставку груза перевозчиком. Отражённые в коносаменте условия доставки груза на имя определённого лица (именной коносамент) либо доставки груза в соответствии с указанием лица, которое отдаёт такое указание (ордерный коносамент), либо доставки груза предъявителю коносамента (коносамент на предъявителя) являются гарантией доставки груза перевозчиком.

Статья 72. После того, как груз принят перевозчиком или погружен им на судно, перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент отправителю.

Коносамент может быть подписан лицом, уполномоченным на это перевозчиком. Если коносамент подписан капитаном судна, перевозящего груз, то считается, что он подписан от имени перевозчика.

Статья 73. В коносамент включаются следующие данные:

(1) наименование, марки, число упаковок или число мест, вес или объём груза, а также разъяснения по поводу опасного характера груза при перевозке опасного груза;
(2) наименование перевозчика и основное место его нахождения;
(3) название судна;
(4) наименование отправителя;
(5) наименование получателя;
(6) порт погрузки и дата приёма груза в порту погрузки;
(7) порт выгрузки;
(8) место приёма и место доставки груза в сквозном коносаменте;
(9) дата, место выдачи коносамента и число экземпляров коносамента;
(10) подлежащий уплате фрахт;
(11) подпись перевозчика или его представителя. Если в коносаменте отсутствуют один или несколько пунктов, перечисленных в предыдущем параграфе, это не влияет на характер коносамента. Но в любом случае содержание коносамента должно соответствовать положениям статьи 71 настоящего Закона.

Статья 74. Если до погрузки груза на судно перевозчик по требованию отправителя выдал ему коносамент на принятый для перевозки груз или другие документы, то после окончания погрузки груза на судно отправитель может вернуть перевозчику коносамент на принятый для перевозки груз или другие документы для замены на бортовой коносамент. Перевозчик также может дополнительно указать в коносаменте на принятый для перевозки груз название судна-перевозчика и дату погрузки груза на судно, после чего коносамент на принятый для перевозки груз считается бортовым коносаментом.

Статья 75. Если перевозчик или лицо, выдавшее коносамент от его имени, знает либо имеет разумно обоснованные сомнения относительно того, что наименование, марки, число упаковок или число мест, вес или объём груза, содержащиеся в коносаменте, не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента, либо если у перевозчика или лица, выдавшего коносамент от его имени, не было подходящей возможности для сверки содержащихся в коносаменте данных, то в таком случае перевозчик или лицо, выдавшее коносамент от его имени, может внести в коносамент оговорку, указывающую на имеющиеся несоответствия, разъясняющую основания возникших сомнений, или подтверждающую невозможность сверки содержащихся в коносаменте данных.

Статья 76. Если перевозчиком или лицом, выдавшим коносамент от его имени, в коносамент не внесена оговорка по поводу внешнего состояния груза, то считается, что внешнее состояние груза хорошее.

Статья 77. За исключением положений статьи 75 настоящего Закона коносамент, выданный перевозчиком либо лицом от имени перевозчика, является исходным доказательством того, что груз принят перевозчиком либо погружен перевозчиком на судно в том виде, как это указано в коносаменте. Не признаются доказательства, предоставленные перевозчиком третьему лицу, добросовестно следующему положениям коносамента, включая получателя, если такие доказательства отличаются от содержания коносамента.

Статья 78. Отношения между перевозчиком и получателем, предъявителем коносамента в части, касающейся их прав и обязанностей, определяются условиями коносамента.

Получатель, предъявитель коносамента не несут ответственность по штрафным выплатам за превышение сроков погрузки, по оплате фрахта при недозагрузке судна (куй цан фэй; dead freight) и по иным выплатам в порту погрузки, связанным с погрузкой, за исключением тех случаев, когда ответственность получателя, предъявителя коносамента по всем вышеуказанным выплатам чётко отражена в коносаменте.

Статья 79. Передача коносамента происходит с соблюдением следующих правил:

(1) именной коносамент: не подлежит передаче;
(2) ордерный коносамент: передаётся по именным или бланковым передаточным надписям на обороте;
(3) коносамент на предъявителя: может передаваться без передаточной надписи на обороте.

Статья 80. Выданный перевозчиком документ, не являющийся коносаментом и подтверждающий принятие груза для перевозки, представляет собой исходное доказательство заключения договора морской перевозки груза и исходное доказательство того, что перевозчик принял груз, указанный в этом документе.

Такого рода документ, выданный перевозчиком, не подлежит передаче.

Подраздел 5. Выдача груза

Статья 81. Если при выдаче груза перевозчиком получателю получатель не представил перевозчику письменное уведомление по поводу утраты или повреждения груза, то данное обстоятельство считается исходным доказательством того, что доставка произведена так, как это указано в перевозочных документах, и что состояние груза хорошее. Если утрата или повреждение груза не носят очевидный характер, а получатель в течение 7 дней со дня, следующего после дня выдачи груза, и в течение 15 дней со дня, следующего после дня выдачи груза в контейнерах, не представил письменное уведомление, то применяются положения предыдущего параграфа.

Если при выдаче груза получатель совместно с перевозчиком провёл осмотр или проверку груза, то нет необходимости представлять письменное уведомление по поводу выявленной утраты либо выявленного повреждения груза.

Статья 82. Если в течение 60 дней со дня, следующего после дня выдачи груза получателю, перевозчик не получил письменное уведомление получателя по поводу убытков экономического характера, причинённых получателю в результате просрочки доставки груза, то перевозчик не несёт ответственности по выплате компенсаций за такие убытки.

Статья 83. Получатель перед получением груза в порту назначения, а перевозчик перед выдачей груза в порту назначения может потребовать от проверяющих органов произвести проверку состояния груза. Сторона, потребовавшая проведения проверки, обязана нести расходы по её проведению, но в тоже время она имеет право требовать возврата потраченных на проведение проверки средств от стороны, ответственной за ущерб, причинённый грузу.

Статья 84. Перевозчик и получатель должны создавать друг другу приемлемые условия для проведения проверок, предусмотренных статьёй 81 и статьёй 83 настоящего Закона.

Статья 85. При выдаче груза фактическим перевозчиком письменное уведомление, представленное получателем фактическому перевозчику на основании положений статьи 81 настоящего Закона, равносильно письменному уведомлению, представляемому перевозчику. Письменное уведомление, представленное перевозчику, равносильно письменному уведомлению, представляемому фактическому перевозчику.

Статья 86. Если в порту выгрузки груз не был востребован либо получатель задержал приём груза, отказался от приёма груза, капитан судна может выгрузить груз на склад или в иное подходящее для этого место. Ответственность за возникшие в связи с этим расходы и риски ложится на получателя.

Статья 87. Если перевозчику не были выплачены в полном объёме полагающиеся ему денежные средства по фрахту, на взнос по общей аварии, за простой и необходимые денежные средства в счёт погашения его авансовых платежей за груз в интересах собственника груза, а также другие полагающиеся ему денежные средства, и если при этом перевозчику не было предоставлено надлежащее обеспечение, то в таком случае перевозчик может в разумных пределах удерживать груз.

Статья 88. Если груз, удерживаемый перевозчиком на основании положений статьи 87 настоящего Закона, не был востребован по истечении 60 дней со дня, следующего после дня прибытия судна в порт выгрузки, перевозчик может обратиться в суд с просьбой вынести решение по проведению аукциона для реализации данного груза. Если груз скоропортящийся либо расходы на его хранение могут превысить его стоимость, разрешается обращаться с просьбой о досрочном проведении аукциона для реализации данного груза. Денежные средства, вырученные от реализации груза на аукционе, используются для погашения расходов на хранение груза, для погашения расходов по проведению указанного аукциона, для оплаты фрахта, а также для выплаты полагающихся перевозчику других соответствующих денежных средств. В случае, если денежных средств, вырученных от реализации груза на аукционе, недостаточно, перевозчик имеет право требовать возврата недостающих денежных средств от отправителя. Если от реализации груза на аукционе выручены избыточные денежные средства, то данный избыток подлежит возврату отправителю. Если указанные избыточные денежные средства вернуть невозможно, если они не получены по истечении одного года со дня проведения аукциона, они вносятся в госказну.

Подраздел 6. Расторжение договора

Статья 89. До выхода судна в рейс из порта погрузки отправитель может потребовать расторгнуть договор. При этом, если договором не установлено иное, отправитель обязан выплатить перевозчику половину оговоренной суммы фрахта. Если груз уже погружен на судно, отправитель обязан также взять на себя ответственность за расходы по погрузке, выгрузке и за другие связанные с этим расходы.

Статья 90. Если до выхода судна в рейс из порта погрузки договор не может быть выполнен ввиду обстоятельств непреодолимой силы либо по другим независящим от перевозчика и отправителя причинам, стороны могут расторгнуть этот договор и не нести ответственности по выплате компенсаций друг другу. При этом, если договором не установлено иное, перевозчик обязан вернуть отправителю уже выплаченную сумму фрахта. Если груз уже погружен на судно, отправитель обязан взять на себя ответственность за расходы по погрузке/выгрузке. Если коносамент уже выдан, отправитель обязан вернуть его перевозчику.

Статья 91. Если судно не может выгрузить груз в определённом договором порту назначения ввиду обстоятельств непреодолимой силы либо по другим независящим от перевозчика и отправителя причинам, и если договором не установлено иное, капитан судна имеет право выгрузить груз в безопасном порту или безопасном месте вблизи от порта назначения, что считается выполнением договора.

Если капитан судна принимает решение о выгрузке груза, он обязан своевременно уведомить об этом отправителя или получателя и учитывать при этом интересы отправителя или получателя.

Подраздел 7. Особые положения договора аренды судна на рейс

Статья 92. Договор аренды судна на рейс – это договор, при котором арендодатель судна предоставляет арендатору часть судна для перевозки оговоренного груза из одного порта в другой, за что арендатор выплачивает оговоренный фрахт.

Статья 93. В договоре аренды судна на рейс главным образом указывается наименование арендодателя и арендатора, название судна, национальность судна, вес, объём перевозимого груза, порт погрузки и порт назначения, срок, на который предоставляется судно, сроки погрузки и выгрузки, размер фрахта, размер штрафных выплат за превышение сроков погрузки, выгрузки, размер поощрительных выплат за досрочное завершение погрузки, выгрузки и другие пункты.

Статья 94. Положения статьи 47 и статьи 49 настоящего Закона применяются в отношении арендодателя по договору аренды судна на рейс. Другие положения настоящей Главы, касающиеся прав и обязанностей сторон договора, применяются в отношении арендодателя и арендатора по договору аренды судна на рейс только в том случае, когда такие положения не предусмотрены договором аренды судна на рейс либо не дифференцированы в договоре аренды судна на рейс.

Статья 95. Если предъявитель коносамента, выданного на груз, перевозимый по договору аренды судна на рейс, не является арендатором, права и обязанности перевозчика и предъявителя данного коносамента, возникающие в процессе отношений между ними, определяются коносаментом. Если же в коносаменте оговорены условия договора аренды судна на рейс, то применяются именно условия этого договора.

Статья 96. Арендодатель обязан предоставить судно, по поводу которого достигнута договорённость. С согласия арендатора судно может быть заменено. Однако, если предоставленное либо заменённое судно не отвечает условиям договора аренды судна на рейс, арендатор имеет право отказаться от такого судна либо расторгнуть договор.

Если арендатору причинён ущерб из-за того, что судно, по поводу которого достигнута договорённость, не было предоставлено по вине арендодателя, арендодатель обязан нести ответственность по выплате компенсации за это.

Статья 97. Если арендодатель не может предоставить судно в срок, оговоренный в договоре аренды судна на рейс, арендатор имеет право расторгнуть этот договор. Однако, если арендодатель уведомил арендатора о задержке судна и назвал ожидаемую дату прибытия судна в порт погрузки, арендатор обязан в течение 48 часов с момента получения такого уведомления сообщить арендодателю о своём решении относительно расторжения или нерасторжения договора аренды судна на рейс.

Если арендатору причинён ущерб из-за того, что судно было предоставлено с задержкой по вине арендодателя, арендодатель обязан нести ответственность по выплате компенсации за это.

Статья 98. Сторонами оговариваются предусмотренные договором аренды судна на рейс сроки погрузки, выгрузки и то, каким образом будут производиться расчёты за погрузку, выгрузку, оговаривается размер штрафных выплат за превышение сроков погрузки, выгрузки, а также оговаривается размер поощрительных выплат за досрочное завершение погрузки, выгрузки.

Статья 99. Арендатор может сдавать арендуемое им судно в субаренду. Сдача судна в субаренду не влияет на предусмотренные первоначальным договором аренды судна на рейс права и обязанности.

Статья 100. Арендатор обязан предоставить груз, по поводу которого достигнута договорённость. С согласия арендодателя груз может быть заменён. Однако, если заменённый груз невыгоден для арендодателя, арендодатель имеет право отказаться от такого груза либо расторгнуть договор аренды судна на рейс.

Если арендодателю причинён ущерб из-за того, что груз, по поводу которого достигнута договорённость, не был предоставлен, арендатор обязан нести ответственность по выплате компенсации за это.

Статья 101. Арендодатель обязан произвести выгрузку в порту выгрузки, определённом по договору аренды судна на рейс. Когда по условиям договора аренды судна на рейс порт выгрузки выбирается на усмотрение арендатора, капитан судна может сам определить для выгрузки один порт из перечня оговоренных для выбора портов выгрузки, при условии, что арендатор своевременно не известил, как это предусмотрено договором аренды судна на рейс, о своём выборе порта выгрузки. Если арендодателю причинён ущерб из-за того, что арендатор своевременно не известил, как это предусмотрено договором аренды судна на рейс, о своём выборе порта выгрузки, арендатор обязан нести ответственность по выплате компенсации за это. Если арендатору причинён ущерб из-за того, что арендодатель в нарушение условий договора аренды судна на рейс самовольно определил порт выгрузки, арендодатель обязан нести ответственность по выплате компенсации за это.

Подраздел 8. Особые положения договора сквозной перевозки

Статья 102. Названный в настоящем Законе договор сквозной перевозки — это договор, в соответствии с которым лицо, занимающееся сквозной перевозкой, используя два и более различных способа транспортировки груза, один из которых — морская перевозка, берёт на себя ответственность за доставку груза из пункта приёма в пункт назначения и за выдачу груза получателю, получая плату за перевозку груза по всему маршруту транспортировки. Названное в предыдущем параграфе лицо, занимающееся сквозной перевозкой, – это лицо, которое само заключает с отправителем договор сквозной перевозки, либо от чьего имени и по поручению такой договор заключается другим лицом.

Статья 103. Срок ответственности лица, занимающегося сквозной перевозкой, в отношении груза, перевозимого по договору сквозной перевозки, включает в себя период времени с момента получения груза до момента выдачи груза.

Статья 104. Лицо, занимающееся сквозной перевозкой, отвечает за выполнение договора сквозной перевозки либо за организацию выполнения договора сквозной перевозки, а также за перевозку груза по всему маршруту транспортировки.

Лицо, занимающееся сквозной перевозкой, может заключать отдельные договора о взаимной ответственности с перевозчиками на всех участках маршрута транспортировки груза по договору сквозной перевозки. Однако такие договора не влияют на ответственность лица, занимающегося сквозной перевозкой, за перевозку груза по всему маршруту транспортировки.

Статья 105. При утрате либо повреждении груза на одном из участков маршрута сквозной перевозки ответственность лица, занимающегося сквозной перевозкой, по выплате компенсаций и пределы такой ответственности определяются положениями соответствующих законов, регулирующих способ перевозки груза на данном участке его транспортировки.

Статья 106. Если невозможно определить, на каком участке транспортировки произошла утрата либо повреждение груза, лицо, занимающееся сквозной перевозкой, обязано нести ответственность по выплате компенсаций в соответствии с положениями настоящей Главы относительно ответственности перевозчика по выплате компенсаций и пределов такой ответственности.