Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 2. Судно

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Подраздел 1. Право собственности на судно

Статья 7. Право собственности на судно означает законное право собственника судна на владение, пользование этим судном, на получение доходов от этого судна, на взыскание за ущерб этому судну.

Статья 8. Суда, находящиеся в собственности государства, эксплуатируются и управляются предприятиями общенародной собственности, наделяемыми государством статусом юридических лиц. К таким юридическим лицам применимы положения настоящего Закона, касающиеся собственников судов.

Статья 9. Приобретение, передача, прекращение права собственности на судно регистрируются органами, осуществляющими регистрацию судов. До осуществления такой регистрации факт приобретения, передачи, прекращения права собственности на судно не принимается во внимание третьими лицами.

При передаче права собственности на судно заключается письменный договор.


Статья 10. Если судно находится в совместной собственности двух и более юридических или физических лиц, данное обстоятельство должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими регистрацию судов. До осуществления такой регистрации факт совместной собственности на судно не принимается во внимание третьими лицами.

Подраздел 2. Право залога на судно

Статья 11. Право залога на судно означает, что в случае невыполнения залогодателем своих долговых обязательств и проведения аукциона по продаже судна, представленного залогодателем в качестве гарантии своих долговых обязательств, лицо, имеющее право залога на это судно, в первоочередном порядке получает назад предоставленные им залогодателю в долг средства из денежных средств, вырученных от продажи данного судна.

Статья 12. Собственник судна либо лицо, уполномоченное собственником судна, может устанавливать право залога на судно. Установление права залога на судно должно оформляться письменным договором.

Статья 13. Установление права залога на судно совместно регистрируется в органах, осуществляющих регистрацию судов, лицом, имеющим право залога на судно, и залогодателем. До осуществления такой регистрации факт установления права залога на судно не принимается во внимание третьими лицами.

При регистрации права залога на судно фиксируются следующие основные данные:

(1) имя и фамилия или название, адрес лица, имеющего право залога на судно, и залогодателя;
(2) название, национальность судна, находящегося под залогом, наименование органа, выдавшего свидетельство о праве собственности на судно, и номер этого свидетельства;
(3) размер денежной суммы, процентная ставка, срок возврата по гарантированному долговому обязательству. Информацию о регистрации прав залога на суда разрешается предавать гласности.

Статья 14. Может устанавливаться право залога на строящееся судно. При регистрации права залога на строящееся судно необходимо также представить договор на постройку судна в органы, осуществляющие регистрацию судов.

Статья 15. Если иное не определено договором, залогодатель обязан застраховать судно, обременённое залогом. При отсутствии такой страховки лицо, имеющее право залога на судно, вправе застраховать это судно, при этом расходы по страхованию несёт залогодатель.

Статья 16. При установлении собственниками права залога на судно, находящееся в совместной собственности, необходимо согласие на это собственников, владеющих не менее чем двумя третями совместной собственности, если иное не оговорено собственниками такого судна.

Разделение права совместной собственности на судно не влияет на установленное собственниками судна, находящегося в совместной собственности, право залога на данное судно.

Статья 17. После установления права залога на судно залогодатель без согласия лица, имеющего право залога на это судно, не может передать другим лицам данное судно, обременённое залогом.

Статья 18. Если лицо, имеющее право залога на судно, полностью или частично передаёт другим лицам свои права по взысканию долга, обеспеченного обременённым залогом судном, то к этим лицам соответствующим образом переходит также право залога на такое судно.

Статья 19. На одно и то же судно могут устанавливаться два и более права залога. Приоритетность таких прав залога определяется в зависимости от сроков их регистрации.

Если на одно и то же судно установлены два и более права залога, то лица, имеющие право залога на данное судно, получают назад предоставленные ими залогодателю в долг средства из денежных средств, вырученных от продажи этого судна на аукционе, в порядке очереди, определяемой в зависимости от сроков регистрации своих прав залога. Если права залога зарегистрированы в один день, то средства, предоставленные в долг залогодателю, возвращаются лицам, имеющим право залога, одновременно.

Статья 20. В случае гибели судна, обременённого залогом, аннулируется и право залога на это судно. Лицо, имеющее право залога на погибшее судно, вправе в первоочередном порядке по сравнению с другими кредиторами получить назад предоставленные им залогодателю в долг средства из денежных средств, полагающихся при выплате страховки по случаю гибели судна.

Подраздел 3. Преимущественное право, связанное с судном

Статья 21. Преимущественное право, связанное с судном, – это право лица, предъявляющего требование, требовать у собственника судна, арендатора судна без экипажа, управляющего судном на основании положений статьи 22 настоящего Закона возвратить указанному лицу в преимущественном порядке средства, имеющие отношение к данному судну в связи с предъявляемым требованием.

Статья 22. Преимущественное право, связанное с судном, возникает в следующих случаях:

(1) требование капитана судна, членов экипажа судна, другого штатного персонала, работающего на судне, по поводу выплаты им в соответствии с трудовым законодательством, административными законоположениями либо трудовыми договорами заработной платы, иных видов вознаграждения за труд, средств на репатриацию членов экипажа и страховых средств;
(2) требование по поводу компенсации за смерть, причинение вреда здоровью человека во время плавания судна;
(3) требование по поводу оплаты налога на тоннаж, лоцманского сбора, портового сбора и других тарифов, установленных в порту;
(4) требование по поводу выплаты средств за спасание на море;
(5) требование по поводу имущественной компенсации за ущерб, причинённый в результате противоправных действий во время плавания судна.

Не подпадают под действие пункта (5) предыдущего параграфа требования по поводу компенсации за ущерб от загрязнения нефтью с нефтеналивного судна измещением более 2000 тонн, если имеется свидетельство о страховании или об ином соответствующем финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью с такого судна.

Статья 23. Выплаты средств по требованиям, указанным в первом параграфе статьи 22 настоящего Закона, осуществляются в порядке их перечисления. Однако, если требование, указанное в пункте (4), возникло позже, чем требования, указанные в пунктах (1) — (3), то требование, указанное в пункте (4), должно быть удовлетворено путём выплаты соответствующих средств прежде, чем требования, указанные в пунктах (1) — (3). Если по пунктам (1), (2), (3), (5) первого параграфа статьи 22 настоящего Закона имеются два и более требования, то они удовлетворяются путём выплаты соответствующих средств одновременно; если средств на выплату в полном объёме при этом недостаточно, то имеющиеся средства выплачиваются пропорционально. Если по пункту (4) имеются два и более требования, то в первую очередь выплачиваются средства по требованию, которое предъявлено последним.

Статья 24. Судебные издержки, необходимые для реализации преимущественного права, связанного с судном, расходы на хранение судна, продажу судна на аукционе и на распределение средств, вырученных от продажи судна, а также иные расходы, необходимые для обеспечения общих интересов лиц, предъявляющих требования, должны покрываться в первоочередном порядке за счёт денежных средств, выручаемых от продажи данного судна на аукционе.

Статья 25. Возврат средств по преимущественному праву, связанному с судном, является приоритетным по отношению к возврату средств по праву удержания судна, а возврат средств по праву залога на судно производится после возврата средств по праву удержания судна. Право удержания судна, которое упоминается в предыдущем параграфе, – это право судостроителя, судоремонтника удерживать находящееся в его распоряжении судно, чтобы таким образом вернуть себе затраты на строительство либо ремонт данного судна, в том случае, когда другая сторона не выполняет имеющийся между ними договор. Право удержания судна прекращается, если построенное либо отремонтированное судно больше не находится в распоряжении судостроителя, судоремонтника.

Статья 26. Преимущественное право, связанное с судном, не прекращается в случае передачи права собственности на данное судно. Преимущественное право, связанное с судном, прекращается, если оно не было реализовано в течение 60 дней со дня оглашения судом по заявлению лица, которому было передано право собственности на судно, факта передачи указанному лицу права собственности на данное судно.

Статья 27. При передаче права предъявления требований, указанными в статье 22 настоящего Закона, соответственно передаётся и преимущественное право, связанное с судном.

Статья 28. Преимущественное право, связанное с судном, должно реализовываться путём ареста по суду судна, в отношении которого возникло указанное преимущественное право.

Статья 29. За исключением положений статьи 26 настоящего Закона преимущественное право, связанное с судном, прекращается в одном из следующих случаев:

(1) требование, в соответствии с которым возникает преимущественное право, связанное с судном, не было предъявлено в течение года со дня возникновения указанного преимущественного права;
(2) судно подлежит принудительной продаже по решению суда;
(3) утрата судна.

Срок в один год, указанный в пункте (1) предыдущего параграфа, не может прекращаться либо прерываться.

Статья 30. Положения данного Подраздела не влияют на реализацию положений Главы 11 настоящего Закона, определяющей ограничение ответственности по выплате компенсаций.