Закон КНР «О торговом мореплавании»

Глава 10. Общая авария

Кодекс торгового мореплавания КНР
(Закон КНР «О торговом мореплавании»)

Статья 193. Общая авария — это специальные пожертвования, расходы, непосредственно осуществлённые в результате сознательного, разумного принятия мер для обеспечения общей безопасности судна, груза и другого имущества, подвергшихся общей опасности во время одного и того же морского рейса. К общей аварии не должны относиться убытки, возникшие в ходе рейса либо по окончании рейса и связанные с задержкой судна или груза, в том числе плата за простой, потери, связанные с рыночными ценами, а также другие косвенные убытки.

Статья 194. Когда судно, вследствие несчастного случая, утраты или повреждения имущества либо при других особых обстоятельствах, в интересах безопасного завершения рейса заходит в порт убежища, в место убежища либо возвращается в порт погрузки, в место погрузки для проведения необходимого ремонта, к общей аварии должны относиться убытки, расходы, связанные с выплатой портовых сборов во время внеплановой стоянки судна в этом порту или в этом месте, с обеспечением членов экипажа заработной платой и довольствием, с обеспечением судна топливом и предметами снабжения, с осуществлением в целях проводимого ремонта выгрузки, сохранения, обратной погрузки либо перемещения находящегося на борту груза, топлива, предметов снабжения и другого имущества.

Статья 195. Дополнительные расходы, произведённые вместо специальных расходов, относящихся к общей аварии, могут быть признаны заменяющими расходами по общей аварии. Однако размер заменяющих расходов, относимых к общей аварии, не может превышать размер специальных расходов, которые могли бы быть произведены непосредственно по общей аварии.


Статья 196. Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что понесённые ею убытки должны быть отнесены к общей аварии.

Статья 197. Если происшествие, в результате которого были осуществлены специальные пожертвования, специальные расходы по общей аварии, возможно, произошло во время рейса по вине одной из сторон, это не влияет на право данной стороны требовать распределения общей аварии. Тем не менее, невиновная сторона может требовать выплаты компенсации по факту этой вины, а виновная сторона может оспаривать факт этой вины.

Статья 198. Сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения судна, утраты или повреждения груза, утраты фрахта, определяется в соответствии со следующими положениями:

(1) сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения судна, исчисляется в соответствии с фактически произведёнными затратами на ремонт за вычетом разумной суммы «за новое вместо старого». («Новое вместо старого» – стоимость замены старых материалов или частей судна на новые. Из «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации», официальный текст, статья 299. – Примечание переводчика). Если ремонт судна ещё не завершён, то сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения судна, исчисляется с учётом разумного снижения стоимости судна в результате его повреждения. В этом случае такая сумма не должна превышать оценочную стоимость ремонта судна.

Если судно фактически повреждено полностью, либо, если затраты на ремонт превышают стоимость судна после его восстановления, сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения судна, исчисляется в соответствии с оценочной стоимостью этого судна в исправном состоянии за вычетом не относящихся к общей аварии оценочных затрат на ремонт и за вычетом стоимости этого судна после получения им повреждения.

(2) Если груз был утрачен, сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие утраты груза, исчисляется в соответствии со стоимостью груза при погрузке на судно плюс страховка и фрахт, за вычетом суммы фрахта, которую не нужно платить в связи с утратой груза. Если груз был повреждён и реализован до того, как было достигнуто соглашение о степени его повреждения, сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения груза, исчисляется в соответствии с разницей между стоимостью груза при погрузке на судно плюс страховка и фрахт и чистой выручкой от продажи такого груза.

(3) Сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие утраты фрахта, исчисляется в соответствии с размером потери фрахта из-за утраты груза за вычетом эксплуатационных расходов, которые должны были быть произведены для получения такого фрахта, но не были произведены в связи с потерей фрахта из-за утраты груза.

Статья 199. Распределение общей аварии должно осуществляться сторонами в виде определения пропорционального размера взноса каждой стороны.

Размер взноса каждой стороны для общей аварии, связанной с судном, грузом и фрахтом, определяется в соответствии со следующими положениями:

(1) Размер взноса каждой стороны для общей аварии, связанной с судном, исчисляется в соответствии со стоимостью, которую судно могло бы иметь в исправном состоянии по окончании рейса, за вычетом убытков, не относящихся к общей аварии, либо в соответствии с фактической стоимостью судна по окончании рейса. К фактической стоимости прибавляется сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения судна.

(2) Размер взноса каждой стороны для общей аварии, связанной с грузом, исчисляется в соответствии со стоимостью груза при погрузке на судно плюс страховка и фрахт, за вычетом убытков, не относящихся к общей аварии, и за вычетом фрахта перевозчика, связанного с риском. Если груз был продан до прибытия в порт назначения, то размер взноса каждой стороны для общей аварии, связанной с грузом, исчисляется в соответствии с чистой выручкой от продажи такого груза. К этой выручке прибавляется сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие повреждения груза.

В отношении багажа и личных вещей пассажиров общая авария не распределяется.

(3) Размер взноса каждой стороны для общей аварии, связанной с фрахтом, исчисляется в соответствии со связанным с риском фрахтом перевозчика, который он имеет право получить по окончании рейса, за вычетом расходов, понесённых перевозчиком для завершения данного рейса с целью получения вышеуказанного фрахта после происшествия, приведшего к необходимости общей аварии. К связанному с риском фрахту перевозчика прибавляется сумма требующих возмещения по общей аварии убытков вследствие утраты фрахта.

Статья 200. Должно производиться распределение общей аварии в отношении необъявленного груза либо груза, по которому представлены неверные сведения. Особые убытки, понесённые в связи с таким грузом, не могут быть отнесены к общей аварии.

Если объявленная стоимость груза неоправданно занижена по отношении к фактической стоимости груза, то распределение общей аварии производится в соответствии с фактической стоимостью груза. При возникновении требующих возмещения по общей аварии убытков сумма таких убытков исчисляется в соответствии с объявленной стоимостью груза.

Статья 201. На требующие возмещения по общей аварии специальные убытки, а также на специальные расходы по общей аварии должны начисляться проценты. Со специальных расходов по общей аварии, за исключением заработной платы, довольствия членов экипажа, а также стоимости топлива, предметов снабжения для судна, должен взиматься комиссионный сбор.

Статья 202. По требованию заинтересованных лиц стороны, распределяющие общую аварию, обязаны предоставлять обеспечение общей аварии.

Если обеспечение общей аварии осуществляется в форме предоставления денежного залога, то такой денежный залог должен быть помещён на хранение в банк специалистом по расчёту аварии от имени поручителя.

Предоставление, использование либо возврат денежного залога не влияет в конечном счёте на ответственность сторон по распределению общей аварии.

Статья 203. При расчёте общей аварии применяются правила расчёта, устанавливаемые в договорном порядке. Если правила расчёта общей аварии договором не определены, применяются положения настоящей Главы.