Лесной кодекс КНР

Глава V. Заготовка древесины.

Статья 29. Государство строго контролирует объемы годовых рубок леса, исходя из принципа, что объем расходования древесины должен быть меньше объема его прироста.

Годовые квотированные лицензии на вырубку лесов и деревьев, находящихся в государственной собственности, представляются государственным лесообрабатывающим производственно-коммерческим предприятиям, сельскохозяйственным фермам и горнодобывающим предприятиям (заводам и рудникам); годовые квотиро­ванные лицензии на вырубку лесов и деревьев, находящихся в коллективной собственности, а также деревьев, находящихся в индивидуальной собственности, предоставляются уездам. Все они составляют квоты на годовую вырубку, которые обобщаются компетентными органами лесного хозяйства провинций, автономных областей и городов центрального подчинения и после рассмотрения их народными правительствами соответствующего уровня передаются на утверждение в Государственный совет.

Статья 30. Государство устанавливает единый годовой план по производству лесоматериалов. Годовой план по производству лесоматериалов не должен превышать объемов утвержденных годовых квот рубок. Сфера планового управления определяется постановлениями Государственного совета.

Статья 31. При рубке лесов должны соблюдаться следующие установления:

1. В зрелом лесу, предназначенном для заготовки лесоматериалов, вырубку леса необходимо производить с учетом конкретной ситуации дифференцированным образом: выборочной, сплошной и постепенной вырубки, при этом сплошные рубки должны строго контролироваться, сверх того — вырубленные леса должны возобновляться новыми посадками в течение текущего года рубок или последующего года.

2. Леса защитные и леса особого назначения, а именно леса оборонного значения, маточные леса, экологически охраняемые леса, леса уникальных пейзажных территорий, должны подвергаться вырубке только при лесовыращивании и обновлении леса в том же году или на следующий год.

3. Строго запрещается рубка в лесах особого назначения, а именно на территориях историко-культурного и революционного характера, а также лесов охраняемых природных территорий.

Статья 32. Любая рубка лесов может вестись лишь при наличии лицензии на рубку и в соответствии с условиями вырубок, оговоренных в лицензии; исключения предоставляются сельским жителям, намеревающимся произвести вырубку отдельных деревьев на их собственных земельных участках или вокруг их домов.

Лицензии на рубку лесов для государственных лесохозяйственных производственных и коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций, воинских частей, школ и других государственных предприятий и учреждений должны выдаваться местными компетентными лесохозяйственными органами уездного уровня и выше после проверки на соответствие установленным правилам.

Лицензии на обновляющую рубку защитных лесов вдоль обеих сторон железных дорог и автомобильных магистральных дорог и обновляющие рубки деревьев в городских и поселковых населенных пунктах выдаются, после их законодательной проверки, заинтересованными компетентными органами.

Лицензии на рубку леса сельским коллективным хозяйственным организациям выдаются местными компетентными органами лесного хозяйства уездного уровня и выше после проверки соответствия установленным правилам.

Лицензии сельским жителям на рубку деревьев на территории их индивидуально обрабатываемых участков или коллективных лесов, выращенных на основе индивидуального подряда, выдаются компетентными органами лесного хозяйства или по их полномочию волостными и поселковыми народными правительствами после проверки на соответствие установленным правилам.

При рубке зарослей бамбука на потребительские цели следует соблюдать положения предыдущих параграфов.

Статья 33. Органы, контролирующие рубки и выдающие лицензии на рубки, не должны выдавать лицензий на рубку в объеме, превышающем установленные годовые квоты рубок.

Статья 34. Государственные лесохозяйственные предприятия и учреждения в период обращения за лицензией на рубку должны иметь документ об обследовании участка, отведенного под рубки. Другие организации в период подачи заявки на лицензию должны иметь документы о целях рубок, размещение лесов, видов древесных пород и их состоянии, площади территории, запасов объема прироста, методах рубки и о мерах по обновлению леса.

В случае, если организация, осуществляющая рубку на отведенной территории, нарушает установленные правила, органы, выдавшие лицензию на рубку, имеют право востребовать эту лицензию и прекратить рубки до тех пор, пока положение не будет исправлено.

Статья 35. Организации или отдельные лица, ведущие рубки деревьев, должны соблюдать условия, оговоренные в лицензии: размеры площади рубок, количество вырубаемых стволов, биологические виды деревьев, сроки завершения обновления и восстановления лесов, при этом размеры площади территорий лесовосстановления и число возобновляемых деревьев не должно быть меньше, чем площадь территории порубок и число срубленных деревьев.

Статья 36. Методы ведения хозяйства, контроля и управления лесными ресурсами (контроля над лесоматериалами и управления лесными ресурсами) в лесных районах определяются в едином порядке специальными постановлениями Государственного совета.

Статья 37. Для вывоза лесоматериалов из лесных районов требуется специальная транспортная лицензия компетентных лесохозяйственных органов, за исключением государственных лесоматериалов, распределяемых в централизованном порядке.

При наличии законно приобретенной лицензии на рубку леса в период транспортировки из леса лесоматериалов, вырубленных в соответствии с условиями лицензии, компетентные лесохозяйственные органы обязаны выдавать транспортную лицензию.

С разрешения народных правительств провинций, автономных областей и городов центрального подчинения в лесных районах могут учреждаться пункты контроля за лесоматериалами, которые осуществляют контроль за транспортировкой лесоматериалов. Пункты контроля за лесоматериалами имеют право задерживать транспортируемые лесоматериалы, на которые отсутствует транспортная лицензия или извещение о перевозке лесоматериалов, выдаваемое компетентными органами по материальным ресурсам.

Статья 38. Государство запрещает или ограничивает экспорт редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ. Перечень редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ, экспорт которых запрещен или ограничивается, а также и годовые ограничительные экспортные квоты разрабатываются и принимаются компетентными органами лесного хозяйства Государственного совета совместно с заинтересованными инстанциями Государственного совета и утверждаются Государственным советом.

При экспорте оговоренных в предыдущем абзаце и имеющих ограничения к экспорту редких и ценных деревьев, изделий из них и производных веществ необходимы проверка в месте пребывания экспортера компетентных лесохозяйственных органов местных народных правительств провинций, автономных областей и городов центрального подчинения, отсылка на утверждение компетентных органов лесного хозяйства Государственного совета, после чего таможня пропускает товар на основе утвержденных компетентными органами лесного хозяйства Государственного совета документов. В том случае, если на импортируемые лесоматериалы, изделия из них и производные вещества имеются международные договорные экспортно-импортные ограничения, связанные с тем, что они находятся на грани исчезновения, и к которым присоединился Китай, необходимо обратиться с ходатайством в государственные органы, курирующими те виды растений, которые находятся на грани исчезновения с просьбой о выдаче документа о разрешении такого экспорта или импорта, после чего таможенные органы на основании документа, разрешающего экспорт или импорт, пропускают их через границу.