Лесной кодекс КНР

Глава I. Общие положения.

Статья 1. Настоящий Закон специально принят в целях охраны, развития и рационального использования лесных ресурсов, увеличения лесистости территории страны, усиления функциональной роли лесов по влагозадержанию и сохранению почвы, регулированию климата, улучшению окружающей среды и снабжению продукцией лесного хозяйства, приведения во взаимное соответствие требований социалистического строительства и жизненных потребностей народа.

Статья 2. Настоящий Закон должен безусловно соблюдаться на всей территории Китайской Народной Республики при всех видах деятельности по лесоразведению и посадкам деревьев, заготовкам и пользованию лесом, а также при всех видах деятельности по ведению лесного хозяйства и управлению лесами и лесистыми территориями.

Статья 3. Лесные ресурсы являются собственностью государства, за исключением лесов, находящихся в соответствии с действующим законодательством в коллективной собственности.

Все леса, деревья и лесистые территории, находящиеся в государственной и коллективной собственности, а также принадлежащие отдельным лицам деревья и используемые ими лесистые территории документально регистрируются народными правительствами уездного уровня и выше, после чего выдается удостоверение, подтверждающее право собственности или право пользования. Государственный совет может уполномочить компетентные органы, ведающие в Государственном совете лесным хозяйством (Министерству лесного хозяйства) зарегистрировать леса, деревья и лесистые территории на принадлежащих государству важнейших лесных территориях (таковые определяются Государственным советом) и выдать соответствующее удостоверение, при этом информируя о том соответствующие местные народные правительства.

Законные права и интересы собственников и пользователей лесов, деревьев и лесистых территорий охраняются законом и не могут быть нарушены никакими организациями или отдельными лицами.

Статья 4. Леса подразделяются на следующие пять категорий:

1. Защитные леса. Это леса, деревья и кустарники, основная цель которых — защитные функции: включая леса, сберегающие и аккумулирующие водные источники, леса, поддерживающие влагу в почве, ветрозащитные и закрепляющие пески леса, полезащитные и защищающие пастбища леса, берегоукрепительные леса, придорожные леса.

2. Леса промышленного назначения. Это леса и деревья, основным назначением которых является производство деловой древесины, включая бамбуковые заросли, основным назначением которых является производство сырья для изделий из бамбука.

3. Леса хозяйственного назначения. Это леса, основным назначением которых является заготовка фруктов, пищевых растительных масел, напитков, приправ, промышленного сырья, лекарственного сырья и т. п.

4. Топливные леса. Это леса и деревья, основным назначением которых является производство топлива.

5. Леса особого назначения. Это леса и деревья, используемые в основном в целях национальной обороны, охраны окружающей среды, научных экспериментов и т. п., включая леса оборонного значения; экспериментальные леса, маточные леса, леса территорий экологического характера, леса уникальных ландшафтных районов, леса, имеющие культурно-историческую значимость или связанные с революционными реликвиями, леса охраняемых природных территорий.

Статья 5. Политика развития лесного хозяйства должна опираться на эффективное управление, быть нацеленной на охрану лесных ресурсов, широкомасштабное лесоразведение, координацию изъятия лесных ресурсов с их приростом и на возможность непрерывного длительного лесопользования.

Статья 6. Государство поощряет научные исследования в области лесного дела, внедряет передовые технологии в области лесного дела, прилагает усилия для повышения научно-технического уровня в области лесного дела.

Статья 7. Государство охраняет законные интересы лиц, занятых в сфере лесного хозяйства, законодательным образом стремится облегчить бремя лиц, занятых в сфере лесного хозяйства, не допускает коллективных поборов и принудительного сбора средств в складчину с лиц, занятых в сфере лесного хозяйства.

Государство охраняет законные права и интересы организаций и отдельных лиц, взявших подряд на лесоразведение; никакие организации и отдельные лица не могут посягать на право владения деревьями, которыми пользуются в соответствии с законом коллективные хозяйства и отдельные лица, а также на другие законные права и интересы.

Статья 8. В целях охраны лесных ресурсов государство осуществляет следующие мероприятия:

1. Вводит ограничения на рубку леса, стимулирует посадки деревьев и лесонасаждения, объявляет заповедными территории для лесопосадок в горах, расширяет площадь, покрытую лесами.

2. В соответствии с законодательными установлениями, принятыми государством и местными народными правительствами, оказывает коллективным хозяйствам или отдельным лицам, занимающимся лесоразведением, экономическую поддержку либо предоставляет им долгосрочные займы.

3. Осуществляет пропаганду комплексного и экономного использования лесоматериалов, поощряет разработку и использование заменителей древесины.

4. Налоги, собираемые при лесоразведении, должны использоваться исключительно на цели лесоразведения и лесопосадок.

5. В таких отраслях промышленности, как угольная, целлюлозно-бумажная и другие, в соответствии с объемами производства угля, целлюлозы и другой продукции отчисляют определенную денежную сумму, эквивалентную той, которая требуется на древесину для сооружения опорных стоек в шахтах, при производстве бумаги и т. п.

6. Утверждается система денежных фондов на цели развития лесного хозяйства.

Государство учреждает компенсационный денежный фонд для возмещения потерь экологического состояния лесов, а также на ресурсы лесов специального назначения, посадки в них деревьев, их выращивание, защиту и управление ими. Компенсационный денежный фонд для возмещения потерь экологического состояния лесов должен строжайшим образом использоваться лишь на предназначенные цели, его использование в иных целях недопустимо. Конкретные правила деятельности фонда определяются решениями Государственного совета.

Статья 9. Государство и народные правительства провинций и автономных областей в целях развития лесного хозяйства на территориях национальных автономий и в соответствии с предоставленными государством национальным автономиям правами автономии в отношении использования денежного фонда для развития лесного хозяйства и распределения лесоматериалов дают национальным автономиям большую, нежели обычным районам, самостоятельность и дополнительные хозяйственные выгоды.

Статья 10. Компетентные органы лесного хозяйства Государственного совета осуществляют руководство лесным хозяйством всей страны. Компетентные органы лесного хозяйства местных народных правительств уездного уровня и выше осуществляют руководство лесным хозяйством в пределах административно подчиненной им территории. На уровне волостного народного правительства руководство лесным хозяйством осуществляют специально назначенные лица или сотрудники, работающие по совместительству.

Статья 11. Лесопосадки, лесоразведение и охрана лесов являются непреложной обязанностью всех граждан страны. Народные правительства всех уровней должны вовлекать всех граждан страны в добровольное участие в лесопосадках, развивать движение за лесопосадки и выращивание лесов.

Статья 12. Организации или отдельные лица, добившиеся заметных успехов в области выращивания леса, его охраны, управления лесным хозяйством, а также в сфере научных исследований в области лесного дела, поощряются народными правительствами разных уровней.