Закон КНР «О безопасности продуктов питания»

Глава IV. Производство и ведение хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания

Статья 27. Производство и ведение хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания, должно отвечать требованиям стандартов безопасности продуктов питания, а также отвечать следующим требованиям:
1) наличие мест обработки материалов для изготовления продуктов питания, производства, упаковки и хранения, сопоставимых с количеством и ассортиментом производимых или находящихся в обороте продуктов питания; поддержание чистоты данных мест, а также обеспечение установленного расстояния данных мест от мест токсичного заражения, вредных веществ или иных источников загрязнения;
2) наличие оборудования для ведения хозяйственной деятельности, сопоставимого с количеством и ассортиментом производимых или находящихся в обороте продуктов питания; наличие сопоставимого оборудования и мер для дезинфекции, смены одежды, канализации, доступа дневного света, освещения, вентиляции, защиты от коррозии, проникновении пыли, защиты от мух, крыс, насекомых, наличие мойки, очистки сточных вод, утилизации мусора и отходов;
3) наличие технических и руководящих сотрудников, имеющих специальные знания в сфере безопасности продуктов питания, и системы внутренних правил по обеспечению безопасности продуктов питания;
4) наличие рационального расположения оборудования и технологического процесса для противодействия соприкасанию и взаимному загрязнению готовой продукции, материалов для изготовления продуктов питания и материалов, находящихся в процессе изготовления продуктов питания, а также предотвращение соприкасания продуктов питания с токсичными веществами или грязными материалами;
5) обеспечение чистоты и дезинфекции столовых приборов, посуды для напитков и емкостей для готовой пищи до их использования; столовые приборы и принадлежности должны быть вымыты и сохранены в чистоте после их использования;
6) обеспечение безопасности и безвредности емкостей для хранения, транспортировки, загрузки и разгрузки продуктов питания, сохранения данных емкостей в чистоте для предотвращения загрязнения продуктов питания; соответствие данных емкостей требованиям к температуре, необходимой для обеспечения безопасности продуктов питания, и иным особым требованиям; транспортировка продуктов питания вместе с токсичными или вредными материалами запрещена;
7) наличие мелкой упаковки или использование дезинфицированного и чистого упаковочного материала и столовых приборов для готовой пищи;
8 ) обеспечение личной гигиены сотрудников, вовлеченных в производство продуктов питания, при осуществлении производства и ведении хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания, необходимо мыть руки и надевать чистую рабочую одежду и головные уборы; при реализации готовой пищи без упаковки необходимо использовать дезинфицированные и чистые инструменты для продажи;
9) используемая вода должна отвечать государственным стандартам безопасности, установленным в отношении питьевой воды;
10) используемые моющие и дезинфицирующие средства должны быть безопасными и безвредными для здоровья человека;
11) соответствие иным требованиям, предусмотренным законодательством и подзаконными актами.

Статья 28. Производство и ведение хозяйственной деятельности, связанной со следующими продуктами питания, запрещено:
1) продуктами питания, произведенными с использованием материалов непищевого назначения; продуктами питания, содержащими химические или иные потенциально вредные для здоровья вещества, не относящиеся к пищевым добавкам; продуктами питания, произведенными из материалов, полученных в результате повторного использования отозванных продуктов питания;
2) продуктами питания с содержанием патогенных микроорганизмов, остаточного количества пестицидов и ветеринарных препаратов, тяжелых металлов, загрязнителей, а также иных вредных для здоровья веществ, превышающим стандарты безопасности продуктов питания;
3) специально производимыми для детей и иных особых групп лиц продуктами питания с ингредиентами, не отвечающими стандартам безопасности продуктов питания;
4) продуктами питания, испортившимися и изменившими качественные характеристики, содержащими продукты распада масел и жиров, пораженными насекомыми, зараженными и загрязненными, содержащими инородные объекты и примеси или вызывающими отторжение органами чувств;
5) мясом птицы, скота, животных, водных культур, погибших в результате болезни, заражения или по неизвестным причинам, а также изготовленных из них продукты;
6) мясом, не прошедшем карантин или признанным несоответствующим санитарным требованиям структурой, осуществляющей санитарный надзор, а также продуктами из мяса, не прошедшими карантин или признанными несоответствующими требованиям;
7) продуктами питания, загрязненными посредством упаковочных материалов, емкостей или транспортных средств;
8 ) продуктами питания с истекшим сроком годности;
9) упакованными продуктами питания без маркировки;
10) продуктами питания, на производство и хозяйственную деятельность в отношении которых существует выраженный запрет со стороны государства в целях борьбы с заболеваниями или иными особыми целями;
11) иными продуктами питания, не отвечающими стандартам или требованиям к безопасности продуктов питания.

Статья 29. Государство обязано создать систему лицензирования производства и ведения хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания. Для производства, оборота продуктов питания, предоставления услуг общественного питания необходимо в установленном законодательством порядке получить лицензию на производство продуктов питания, лицензию на оборот продуктов питания или лицензию на предоставление услуг общественного питания.

При реализации производителем, получившим лицензию на производство продуктов питания, продуктов питания собственного производства с места осуществления производства, лицензия на оборот продуктов питания не требуется. При реализации лицом, получившим лицензию на предоставление услуг общественного питания, продуктов питания собственного изготовления по месту расположения места общественного питания, лицензия на оборот продуктов питания и лицензия на производство продуктов питания не требуются. При реализации крестьянами сельскохозяйственной продукции собственного производства лицензия на оборот продуктов питания не требуется.

В случае производства или ведения хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания, небольшие заведения по производству и переработке продуктов питания и уличные лотки должны отвечать требованиям к безопасности продуктов питания настоящего Закона, соизмеримыми с масштабами и условиями хозяйственной деятельности, для обеспечения гигиены, дезинфекции и безвредности соответствующих продуктов питания. Соответствующие ведомства должны усилить контрольно-надзорную деятельность в отношении данных заведений и лотков. Конкретные меры регулирования разрабатываются постоянными комитетами собраний народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

Статья 30. Местные народные правительства не ниже уездного уровня должны поощрять совершенствование условий производства в небольших заведениях, осуществляющих производство и переработку продуктов питания, а также поощрять ведение лоточной торговли в централизованных торговых рынках, магазинах и иных фиксированных местах ведения хозяйственной деятельности.

Статья 31. Управления контроля качества, промышленно-торговой администрации, контроля продуктов питания и медикаментов не ниже уездного уровня должны в соответствии с Законом КНР «Об административных лицензиях» осуществлять проверку материалов, предоставленных заявителями и требуемых в соответствии с подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 27 настоящего Закона, при необходимости осуществлять проверку места производства или ведения хозяйственной деятельности заявителя по месту нахождения. При соответствии установленным требованиям принимается решение о выдаче лицензии; при несоответствии установленным требованиям принимается решение об отказе в выдаче лицензии, а также дается разъяснение в письменной форме.

Статья 32. Предприятия, осуществляющие производство или ведение хозяйственной деятельности, связанной с продуктами питания, должны создать полноценную собственную систему контроля над безопасностью продуктов питания, усилить обучение трудового коллектива знаниям о безопасности продуктов питания, обеспечить наличие руководящих лиц, осуществляющих управление безопасностью продуктов питания или принятых на полный рабочий день либо выполняющих обязанности по совместительству, осуществлять санитарную инспекцию соответствующих продуктов питания, а также вести деятельность согласно закону.

Статья 33. Государство поощряет производителей и предпринимателей в сфере продуктов питания в соответствии требованиям GMP (хорошая практика производства) и введения системы HACCP (система анализа опасностей и контроля ключевых моментов) для повышения уровня управления безопасностью продуктов питания.

В отношении производителей и предпринимателей, прошедших сертификацию требованиям GMP и HACCP, органы сертификации должны согласно закону осуществлять постсертификацинную проверку. В отношении предприятий, не отвечающих требованиям сертификации, необходимо аннулировать сертификацию, своевременно проинформировать соответствующие управления контроля качества, промышленно-торговой администрации, контроля продуктов питания и медикаментов, а также дать публичное объявление для общества. При осуществлении постсертификационной проверки органы сертификации не должны взимать какие-либо платежи.

Статья 34. Производители и предприниматели в сфере продуктов питания должны создать и применять системы контроля над здоровьем сотрудников. Сотрудники, страдающие дизентерией, тифом, вирусной формой гепатита или иными заболеваниями пищеварительной системы, а также больные активной формой туберкулеза, дерматологическими заболеваниями и иными болезнями, которые могут препятствовать безопасности продуктов питания, не должны выполнять работу в непосредственном контракте с готовой пищей.

Сотрудники предприятий, осуществляющих производство или хозяйственную деятельность в сфере продуктов питания, должны проходить ежегодную проверку здоровья и приступать к работе после получения сертификата о состоянии здоровья.

Статья 35. Производители сельскохозяйственных продуктов питания должны применять пестициды, удобрения, регуляторы роста, ветеринарные препараты, корма, кормовые добавки и иные сельскохозяйственные добавки в соответствии со стандартами безопасности продуктов питания и государственными положениями. Предприятия и специальные крестьянские кооперативы, осуществляющие производство сельскохозяйственных продуктов питания, должны создать систему документальной регистрации в отношении сельскохозяйственных продуктов питания.

Управления сельского хозяйства не ниже уездного уровня должны усилить контроль и руководство использованием сельскохозяйственных добавок и создать полноценную систему безопасности использования данных добавок.

Статья 36. При закупке материалов для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров производители продуктов питания должны проверить лицензию поставщика товаров и документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям качества. В отношении материалов для изготовления продуктов питания без подтверждающих документов необходимо провести проверку в соответствии со стандартами безопасности продуктов питания. Приобретение или использование материалов для изготовления продуктов питания, пищевых добавок, сопутствующих товаров, не отвечающих требованиям стандартов безопасности продуктов питания, запрещено.

Предприятия, осуществляющие производство продуктов питания, должны создать систему проверки и регистрации в отношении поступающих материалов для изготовления продуктов питания, пищевых добавок и сопутствующих товаров, а также достоверно фиксировать наименования, характеристики, количество материалов для изготовления продуктов питания, пищевых добавок, сопутствующих товаров, наименования и контактную информацию поставщиков, а также дату поступления товаров.

Данные проверки поступающих материалов для изготовления продуктов питания, пищевых добавок, сопутствующих товаров, должны быть достоверными. Срок хранения данных должен составлять не менее 2 лет.

Статья 37. Предприятия, осуществляющие производство продуктов питания, должны создать систему регистрации проверки изготовленных продуктов питания, осуществлять проверку сертификатов соответствия и безопасности выходящей продукции, а также достоверно фиксировать наименования, характеристики, количество, дату производства, номер партии, номер сертификата соответствия изготовленных продуктов питания, наименования и контактную информацию покупателей, а также дату реализации товаров.

Данные проверки выходящей продукции должны быть достоверными. Срок хранения данных должен составлять не менее 2 лет.

Статья 38. Производители продуктов питания, пищевых добавок или сопутствующих товаров, должны проводить проверку производимых продуктов питания, пищевых добавок или сопутствующих товаров в соответствии со стандартами безопасности, осуществлять вывоз продукции за пределы места изготовления или реализацию после прохождения экспертизы.

Статья 39. При закупке продуктов питания предприниматели в сфере продуктов питания должны проверить лицензию поставщика и документы, подтверждающие соответствие качества продуктов питания.

Предприниматели в сфере продуктов питания должны создать систему проверки и регистрации в отношении поступающих продуктов питания, а также достоверно фиксировать наименования, характеристики, количество, номер партии, срок хранения продуктов питания, наименования и контактную информацию поставщиков, а также дату поступления товаров.

Данные проверки поступающих продуктов питания должны быть достоверными. Срок хранения данных должен составлять не менее 2 лет.

В отношении предприятий в сфере продуктов питания, применяющих систему централизованной дистрибуции, проверку лицензии поставщика и документов, подтверждающих соответствие продуктов питания, а также регистрацию проверки поступающих продуктов питания может осуществлять головное отделение предприятия.

Статья 40. Предприниматели в сфере продуктов питания должны хранить продукты питания в соответствии с требованиями безопасности продуктов питания, осуществлять проверку складируемых продуктов питания на регулярной основе, своевременно утилизировать испорченные продукты или продукты с истекшим сроком годности.

Статья 41. При хранении продуктов питания без упаковки предприниматели должны по месту хранения указать наименование, дату изготовления, срок годности продуктов питания, наименование и контактную информацию изготовителя.

При реализации продуктов питания без упаковки предприниматели в сфере продуктов питания должны указать наименование, дату изготовления, срок годности продуктов питания, наименование и контактную информацию изготовления на емкостях или внешней упаковке соответствующих продуктов.

Статья 42. Упаковка продуктов питания в упаковке должна иметь маркировку. Маркировка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, характеристики, вес нетто и дата изготовления;
2) данные о составляющих или ингредиентах;
3) наименование, адрес и контактная информация производителя;
4) срок годности;
5) код стандарта продукции;
6) требования к хранению;
7) общепринятые наименования в государственных стандартах для использованных пищевых добавок;
8  ) серийный номер лицензии производителя;
9) иные сведения, которые необходимо указать на маркировке в соответствии с законодательством, подзаконными актами или стандартами безопасности продуктов питания.

Маркировка специально производимых для детей и иных особых групп лиц продуктов питания дополнительно должна содержать основные питательные составляющие и их содержание.

Статья 43. Государство осуществляет систему лицензирования производства пищевых добавок. Условия и порядок получения лицензии на производство пищевых добавок должны соответствовать государственным требованиям регулирования лицензий на производство промышленной продукции

Статья 44. При обращении организации или частного лица с заявлением об использовании новых материалов для изготовления продуктов питания, производства новых пищевых добавок или сопутствующих товаров, необходимо представить материалы оценки безопасности соответствующего товара в ведомство здравоохранения Государственного совета КНР. Данное управление должно организовать проведение проверки материалов оценки безопасности в течение 60 дней с момента получении заявления. В случае соответствия требованиям безопасности продуктов питания согласно закону принимается решение о выдаче лицензии, о чем делается публичное объявление. В случае несоответствия требованиям безопасности продуктов питания принимается решение об отказе в выдаче лицензии, а также дается разъяснение причины в письменной форме.

Статья 45. Пищевая добавка может быть включена в категорию допустимых к использованию в случае технологической необходимости данной пищевой добавки, а также подтверждения ее безопасности посредством оценки рисков. Ведомство здравоохранения Государственного совета КНР должно своевременно вносить изменения в стандарты для разновидностей, сферы использования и допустимого количества пищевых добавок на основании технологической необходимости и результатов оценки рисков безопасности продуктов питания.

Статья 46. Производитель продуктов питания должен применять пищевые добавки в соответствии с положениями стандартов безопасности продуктов питания в отношении разновидностей, сферы использования и допустимого количества пищевых добавок. Использование химических и иных потенциально вредных для здоровья веществ помимо пищевых добавок запрещено.

Статья 47. Пищевые добавки должны иметь маркировку, инструкцию применения и упаковку. Маркировка и инструкция применения должны содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1-6, 8, 9 пункта 1 статьи 42 настоящего Закона, а также сферу использования, допустимое количество, способ применения пищевых добавок. Маркировка должна содержать обозначение «пищевая добавка».

Статья 48. Маркировка и инструкция применения продуктов питания и пищевых добавок не должны содержать ложных сведений или сведений, преувеличивающих свойства товара, или указания на профилактические или лечебные свойства. Производитель несет ответственность за содержание маркировки и инструкции применения.

Маркировка и инструкция применения продуктов питания и пищевых добавок должны быть ясными, очевидными и легко идентифицируемыми.

В случае несоответствия продуктов питания или пищевых добавок сведениям, указанным в маркировке и инструкции применения, данные продукты питания или пищевые добавки не могут быть выставлены на рынок для реализации.

Статья 49. Предприниматели в сфере продуктов питания должны реализовывать упакованные продукты питания в соответствии с предупреждающими знаками, разъяснениями или сведениями на маркировке продуктов питания.

Статья 50. Добавление лекарственных препаратов в продукты питания запрещено. Однако допускается добавление веществ, которые одновременно относятся и к продуктам питания, и к средствам традиционной китайской медицины. Каталог веществ, одновременно относящихся к продуктам питания и средствам традиционной китайской медицины, разрабатывается и объявляется управлением здравоохранения Государственного совета КНР.

Статья 51. Государство осуществляет строгий надзор за продуктами питания с заявленным особым эффектом на здоровье. Соответствующие контрольно-надзорные ведомства согласно закону выполняют обязанности и несут ответственность по проведению надзора. Конкретные меры регулирования устанавливаются Государственным советом КНР.

Продукты питания с заявленным особым эффектом на здоровье не должны оказывать острого, подострого или хронического вреда здоровью. Маркировка и инструкция применения данных продуктов питания не должны указывать на профилактические или лечебные свойства, а их содержание должно быть достоверным и указывать применимые группы лиц, неприменимые группы лиц, активные и символические компоненты и их содержание. Свойства и составляющие продукта должны быть идентичны с указаниями на маркировке и в инструкции применения.

Статья 52. Устроители централизованных торговых рынков, арендодатели торговых мест или организаторы выставок-ярмарок должны проверять лицензии использующих торговые места предпринимателей в сфере продуктов питания, нести ответственность на управление безопасностью продуктов питания предпринимателей, использующих соответствующие торговые места, и на регулярной основе проверять ситуацию и условия ведения хозяйственной деятельности предпринимателями в данных торговых местах. При выявлении нарушения предпринимателем положений настоящего Закона необходимо своевременно прекратить нарушение, а также незамедлительно сообщить в управление промышленно-торговой администрации или управление по контролю продуктов питания и медикаментов уездного уровня по месту нахождения.

В случае невыполнения устроителями централизованных торговых рынков, арендодателями торговых мест или организаторами выставок-ярмарок обязанностей, предусмотренных предыдущим пунктом, данные лица несут солидарную ответственность в случае возникновения на соответствующей рыночной площадке происшествия, имеющего отношение к безопасности продуктов питания.

Статья 53. Государство создает систему отзыва продуктов питания. При выявлении несоответствия стандартам безопасности произведенных продуктов питания производитель должен незамедлительно остановить производство, отозвать продукты питания, ранее выставленные на рынок для реализации, уведомить соответствующих предпринимателей и потребителей, а также зафиксировать отзыв продукции и сведения уведомления.

При выявлении несоответствия стандартам безопасности произведенных продуктов питания предприниматель должен незамедлительно остановить деятельность, имеющую отношение к данным продуктам питания, уведомить соответствующих производителей и потребителей, а также зафиксировать прекращение деятельности и уведомление. Производитель должен немедленно отозвать продукты питания, если по его мнению это необходимо.

Производитель должен осуществить устранить проблемы, предпринять безвредную утилизацию или уничтожить отозванные продукты питания, а также проинформировать об отзыве продуктов питания и утилизации продуктов питания управление по контролю качества не ниже уездного уровня.

В случае если производитель продуктов питания не проводит отзыв продуктов питания в соответствии с настоящим Законом или не прекращает производство продуктов питания, не отвечающих стандартам безопасности, управление по контролю качества, промышленно-торговой администрации или контроля продуктов питания и медикаментов не ниже уездного уровня может вынести предписание об отзыве продукции или прекращении деятельности.

Статья 54. Содержание рекламы продуктов питания должно быть достоверным, соответствовать закону, не содержать ложных сведений или сведений, преувеличивающих свойства товара, не содержать указаний на профилактические или лечебные свойства.

Управления, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность в сфере безопасности продуктов питания, ответственные за экспертизу качества продуктов питания структуры, отраслевые ассоциации в сфере продуктов питания или потребительские ассоциации не должны осуществлять продвижение продуктов питания посредством рекламы или иным способом.

Статья 55. В случае если общественные объединения, иные организации или частные лица осуществляют продвижение продуктов питания в ложной рекламе, в результате чего законным правам и интересам потребителей наносится ущерб, данные объединения, организации или частные лица несут ответственность, солидарную с производителем или предпринимателем в сфере продуктов питания.

Статья 56. Местные народные правительства всех уровней поощряют массовое производство, сетевую хозяйственную деятельность и дистрибуцию продуктов питания.