Закон КНР «О торговых марках»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель принятия Закона. Настоящий Закон специально разработан в целях усиления контроля за использованием торговых марок, охраны исключительных прав на торговые марки, содействия обеспечению качества товаров и услуг со стороны производителей и предпринимателей, защиты репутации торговых марок для обеспечения законных прав и интересов потребителей, производителей и предпринимателей и содействия развитию социалистической рыночной экономики.

Статья 2. Управление по торговым маркам. Управление по торговым маркам органа Промышленно-торговой администрации Государственного совета КНР осуществляет работу по регистрации и контроля за использованием торговых марок.

Орган Промышленно-торговой администрации Государственного совета КНР создает Экспертную комиссию по торговым маркам, которая несет ответственность за проведение разбирательств по спорам в отношении торговых марок.

Статья 3. Приобретение и защита исключительных прав на использование торговой марки. Зарегистрированной торговой маркой является торговая марка, утвержденная и зарегистрирована Управлением по торговым маркам. Торговые марки включают: товарные знаки, знаки обслуживания, коллективные торговые марки. Исключительные права заявителя на использование торговой маркой находятся под правовой защитой.

Под коллективными торговыми марками понимаются знаки, зарегистрированные от имени, объединения, ассоциации или иной организации в целях использования данной торговой марки участниками организации в хозяйственной деятельности, а также подтверждения статуса участника данной организации.

Под знаками сертификации понимаются знаки, понимаются знаки, которые находятся под контролем какой-либо организации, уполномоченной на надзор в отношении определенных товаров или услуг; данные знаки могут использоваться иными физическими и юридическими лицами помимо вышеуказанной организации в целях подтверждения места происхождения, используемых материалов, производственного процесса, качества или иных особых характеристик товаров или услуг.

Отдельные положения регистрации и регулирования коллективных торговых марок, знаков сертификации устанавливаются органом Промышленно-торговой администрации Государственного совета КНР.

Статья 4. Заявление о регистрации торговой марки. В случае физическое лицо, юридическое лицо или иная организация намерена приобрести исключительные права на торговую марку, используемую в отношении товаров, которые ими производятся, вырабатываются, перерабатываются, отбраковываются или сбываются, необходимо обратиться с заявлением в Управление по торговым маркам для регистрации торговой марки в отношении данного товара.

В случае если физическое лицо, юридическое лицо или иная организация намерена приобрести исключительные права на знак обслуживания, используемый в отношении предоставляемых ими услуг, необходимо обратиться с заявлением в Управление по торговым маркам для регистрации знака обслуживания.

Соответствующие положения настоящего Закона, касающиеся торговых марок, применяются к знакам обслуживания.

Статья 5. Совместная подача заявления. Два и более физических лиц, юридических лиц или иных организаций могут подать в Управление по торговым маркам совместное заявление на регистрацию одной торговой марки и совместно пользоваться исключительными правами в отношении данной торговой марки.

Статья 6. Принудительная регистрация. В отношении товаров, для которых использование зарегистрированной торговой марки обязательно в соответствии с государственными правилами, необходимо зарегистрировать торговую марку. При отсутствии регистрации реализация товара на рынке не разрешается.

Статья 7. Контроль качества товаров, защищенных торговыми марками. Лица, использующие торговые марки, несут ответственность за качество товаров, защищенных данными торговыми марками. Органы Промышленно-торговой администрации всех уровней должны при помощи регулирования торговых марок предотвратить обман потребителей.

Статья 8. Отличительные черты, которые могут признаны торговой маркой. Любой знак, способный отличать товары одних физических лиц, юридических лиц или иных организаций от товаров других лиц, может быть зарегистрирован в качестве торговой марки, включая слова, графические изображения, буквы алфавита, числительные, трехмерные изображения, комбинации цветов, а также сочетания вышеуказанных элементов.

Статья 9. Составные части торговой марки. Регистрируемые торговые марки должны иметь характерные особенности, удобные для опознавания, а также не нарушать законные права, ранее приобретенные другими лицами.

Владелец торговой марки вправе использовать маркировку «зарегистрированная торговая марка» или отметку о регистрации.

Статья 10. Слова и графические изображения, запрещенные к использованию в качестве торговой марки. В качестве торговых марок не могут использоваться следующие слова и графические изображения:

1) аналогичные либо сходные с государственным наименованием Китайской Народной Республики, государственным флагом, государственным гербом, военными знаменами, знаками отличия, а также наименования мест расположения центральных государственных органов; наименования и графические изображения, аналогичные сооружениям, символизирующим данные центральные государственные органы;
2) аналогичные либо сходные с государственными наименованиями зарубежных стран, государственными флагами, военными знаменами, за исключением случаев согласия правительства данного государства на использование указанных знаков в качестве торговой марки;
3) аналогичные либо сходные с наименованиями, флагами, эмблемами межправительственных международных организаций, за исключением случаев согласия данных организаций или отсутствия возможного введения общественности в заблуждение относительно принадлежности торговой марки;
4) аналогичные либо сходные с официальной отметкой или оттиском печати, который показывает осуществление контроля или предоставление гарантии, за исключением разрешенных;
5) аналогичные или сходные с наименованиями и символами Красного Креста и Красного Полумесяца;
6) ущемляющие национальное достоинство;
7) преувеличенно рекламирующие качество товаров и вводящие в заблуждение;
8 ) наносящие вред социалистической морали и нравам или оказывающие иное отрицательное влияние.

Наименования административно-территориальных единиц не ниже уездного уровня и широко известные иностранные географические наименования не должны использования в качестве торговой марки. Однако это не относится к случаям, когда наименование обладает дополнительным значением или является составной частью коллективной торговой марки или знака сертификации; уже зарегистрированные и используемые торговые марки, связанные с географическими наименованиями, сохраняют силу.

Статья 11. Запрещенные для использования в качестве торговых марок знаки. Следующие знаки не могут быть зарегистрированы в качестве торговых марок:

1) состоящие только из общепринятого наименования, графического изображения или обозначения данного товара;
2) состоящие только из непосредственного указания на качество, основные материалы, функции, назначение, вес, количество и иные характеристики товара;
3) лишенные характерных особенностей.

Приведенные в предыдущем пункте знаки могут быть зарегистрированы в качестве торговых марок в случае если в ходе использования данные знаки приобретут характерные особенности, удобные для опознавания.

Статья 12. Запрет на использование в качестве торговой марки формы товара. При регистрации трехмерных торговых марок не разрешается регистрация знаков, состоящих только из формы товара, характерной, необходимой для использования или собственной формы данного товара.

Статья 13. Запрет на использование воспроизведения, имитации или перевода общеизвестного знака других лиц. В случае если регистрируемая торговая марка представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод общеизвестного знака других лиц, не зарегистрированного на территории КНР, регистрируется на аналогичные или сходные товары и способна вызвать смешение с данным знаком, такую торговую марку не разрешается регистрировать и запрещено использовать.

В случае если регистрируемая торговая марка представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод общеизвестного знака других лиц, зарегистрированного на территории КНР, регистрируется на товары, не являющиеся аналогичными или схожими, однако способна ввести общественность в заблуждение относительно принадлежности знака и может нанести ущерб интересам правообладателя общеизвестного знака, такую торговую марку не разрешается регистрировать и запрещено использовать.

Статья 14. Критерии признания знака общеизвестным. При признании знака общеизвестным необходимо принимать во внимание следующие факторы:

1) степень известности данной торговой марки соответствующей части общественности;
2) длительность использования данной торговой марки;
3) длительность, масштабы и географический охват любой рекламной деятельности в отношении данной торговой марки;
4) наличие факта использования правовой защиты данной торговой марки в качестве общеизвестной;
5) иные факторы признания знака общеизвестным.

Статья 15. Протест в отношении регистрации торговых марок при осуществлении посреднической деятельности. В случае если агент или представитель иного лица от своего имени осуществляет регистрацию торговой марки представляемого или уполномочившего его лица в отсутствие разрешения, то при протесте данного представляемого или уполномочившего их лица торговую марку не разрешается регистрировать и запрещено использовать.

Статья 16. Наименования мест происхождения в торговой марке. В случае наличия наименования места происхождения товара в торговой марке, при этом местом происхождения данного товара не является указанный регион, в результате чего данная торговая марка вводит общественность в заблуждение, такую торговую марку не разрешается регистрировать и запрещено использовать; однако использование торговой марки, уже зарегистрированной либо полученной добросовестным лицом, может быть продолжено.

Под наименованиями мест происхождения в предыдущем пункте понимается знак, свидетельствующий о происхождении товара из определенного региона и заявляющий об особых качественных характеристиках, репутации или иных отличительных свойствах данного товара, причем данные свойства в основном вызваны природными или культурными условиями данной местности.

Статья 17. Основные принципы регистрации в КНР иностранных торговых марок. Иностранные физические лица или предприятия при регистрации в Китае торговых марок должны действовать в соответствии с соглашениями, заключенными между страной заявителей и КНР, или международными договорами, в которых участвуют обе стороны, или в соответствии с принципом взаимности.

Статья 18. Агент по регистрации торговых марок. Иностранные физические лица или предприятия при регистрации в Китае торговых марок или выполнения иных дел, касающихся торговых марок, должно поручить данные дела организациям, признанным государством и имеющим статус агента по регистрации торговых марок (т.е. патентного поверенного).